Седьмая жена максима дунаевского прощает ему измены. Максим Дунаевский: личная жизнь (жена, дети) Максим дунаевский краткая биография

Максим Исаакович Дунаевский родился 15 января 1945 года . Его отец — известный советский композитор Исаак Дунаевский (1900-1955), мать — балерина Зоя Пашкова.

В 1965 году Максим Дунаевский окончил музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, в 1970 году — теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции. Педагогами Дунаевского были Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, Андрей Эшпай.

В 1964-1969 годах , будучи студентом консерватории, Максим Дунаевский был музыкальным руководителем эстрадной студии МГУ "Наш дом". Театр МГУ, которым Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод, во многом определил его творческую судьбу. Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями он стал писать музыку для театра, а позднее и для кино.

В 1969-1974 годах Максим Дунаевский работал дирижером оркестра Театра имени Е. Вахтангова.

С 1974 года по 1975 год — главный дирижер Московского мюзик-холла.

В 1977 году совместно с Марком Айзиковичем основал ансамбль "Фестиваль".

В 1981-1985 годах был художественным руководителем и главным дирижером Государственного эстрадного оркестра РСФСР.

Особую известность композитору принесли мюзиклы "Тили-тили-тесто…" (1968), "Емелино счастье" (1975), "Три мушкетера" (1977), "Дети капитана Гранта" (1987).

Максим Дунаевский является также автором музыки к эстрадным представлениям "Когда песок взойдет" (1987), рок-мюзиклов "Ранвей" (1989) и "Саломея, царевна иудейская" (1991). В 2010 году совместно с поэтом Николаем Денисовым он создал мюзикл "Любовь и шпионаж", главные роли в котором исполнили Дмитрий Харатьян и Лариса Долина.

В октябре 2013 года в Москве состоялась премьера мюзикла Дунаевского "Алые паруса", успешно поставленного до этого в 18 регионах России.

Композитор написал музыку к кинофильмам "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1974), "Ах, водевиль, водевиль" (1979), "Карнавал" (1981), "Трест, который лопнул" (1982), "Зеленый фургон" (1983), "Мэри Поппинс, до свидания!" (1983), "Ребенок к ноябрю" (1992), "Рыцарский роман" (2000) и др.

В последние годы он написал музыку к картинам "Парк советского периода" (2006), "Возвращение мушкетеров" (2009), "1812: Уланская баллада", "Сокровища О.К." (2013), "Боцман Чайка" (2014), "Полный вперед!" (2014) и др.

Дунаевский также создал музыку к мультфильмам "Летучий корабль" (1979) и "Пиф-паф, ой-ой-ой!" (1980).

Всего композитор написал музыку к более 60 кинолентам.

Максим Дунаевский написал концерт для оркестра, кантату для хора а cappella "Старые корабли"; камерно-инструментальные ансамбли; сонаты, циклы романсов, хоры.

Хитами были его песни "Городские цветы", "Все пройдет — и печаль, и радость" (на стихи Леонила Дербенева), "Листья жгут" (на стихи Наума Олева) и др.

В 1992-1999 годах Дунаевский жил в США, работал в Голливуде. В 1996 и 1997 годах он выпустил два альбома "Лучшие песни" и "Лучшие песни-2". В 2002 году вышел сборник произведений Дунаевского "Золотая коллекция" в трех частях.
Максим Дунаевский — Народный артист РФ (2006).

М узыка, которая звучит. И тянет вас за невидимые нити, заставляет отозваться, качаться в такт, барабанить по столу пальцами, тихонько напевать под нос или почти кричать, в компании, на всю округу: «Пора-пора-порадуемся на своем веку…» Порадуемся или погрустим. Посмеемся или поплачем. Задумаемся, замрем, вслушиваясь в бесконечность. Настоящие, чистые эмоции пробуждает музыка Максима Дунаевского. Всегда сложная, нетривиальная, она обрамляет слова, наполненные смыслом.

«Позвони мне, позвони» – гимн сильной женщины, «33 коровы» – взрослые дурачатся и впадают в детство, философская «Ветер перемен», каждый год звучащая новыми голосами в КВН. Более 30 музыкальных кинофильмов, любимых зрителями: «Д’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Ах, водевиль, водевиль…», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Мэри Поппинс, до свидания!». А мультик-хит «Летучий корабль»? Сколько юмора, задора, жизни!

Родился Максим Дунаевский в год Великой Победы, 1945-й, в семье композитора Исаака Дунаевского и балерины Зои Пашковой, хотя в свидетельстве о рождении в графе «отец» долгие годы стоял прочерк: брак родителей не был зарегистрирован. 17 лет в общей сложности учился музыке: в школе, училище, консерватории. Овладел сразу несколькими специальностями: фортепиано, дирижирование, сочинение и теория музыки.

«Я без особого удовольствия садился за рояль, хотя побренькать, поимпровизировать любил с детства. Без учителя, без палки. В этом, видимо, проявились первые ростки творческой профессии. Исполнителем не стал, а стал композитором. Папа, видя мое нежелание заниматься музыкой, особо на этом не настаивал. Я занялся музыкой только тогда, когда сам посчитал нужным. Это было уже после смерти отца, когда мне исполнилось 10 лет. Тогда в доме наступила тишина. И, наверное, это эмоциональное потрясение сыграло свою роль – меня действительно сознательно потянуло. Тогда я сказал маме, что хочу быть музыкантом».

Максим Дунаевский

В молодости писал симфонии, среди его сочинений есть концерт для оркестра, кантата для хора, сонаты, циклы романсов. Максим Дунаевский вполне мог стать композитором, пишущим классические произведения. Но с широкой академической дороги свернул на театральную, познакомился со студенческим театром МГУ «Наш дом» Марка Розовского, Ильи Рутберга и Альберта Аксельрода и пропал. Стал писать для сцены, а позже и для кино.

Был дирижером театра имени Евгения Вахтангова и Государственного эстрадного оркестра РСФСР, музыкальным руководителем Московского мюзик-холла и театра-студии музыкальной драмы. После распада Советского Союза Максим Дунаевский некоторое время жил в Америке, где также сочинял музыку. Вернувшись в Россию, продолжил сотрудничать уже с отечественными режиссерами. Он автор музыки к сериалам «Граница. Таежный роман», «Утесов. Песня длиною в жизнь». На телеканале «Культура» вел программу об оперетте «С легким жанром!», участвовал в проекте «Народный артист» в качестве члена жюри.

Любимая работа Дунаевского, по его собственным словам, – мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!». В роли няни «само совершенство» снялась Наталья Андрейченко, в то время супруга композитора. Всего Максим Исаакович был женат семь раз. И только в последнем браке, как говорит сам, наконец понял, что над семейным счастьем надо потрудиться. А жен менять – напрасный труд. Да и как в песне: «Спасибо, жизнь, за все тебе спасибо!» И хотя нынешняя супруга Марина родилась под сложным знаком скорпиона, да и сам Максим человек темпераментный, разводиться они не собираются. Всего у композитора трое детей.

«Максим – человек открытый, благородный, очень мелодичен. И основная его сила в богатстве интонаций. Мало кто замечает эту удивительную емкость интонационную. И из-за этого его песни такие долгоживущие и такие энергетически сильные».

Владимир Дашкевич

Максим Дунаевский и сам «энергетически сильный». На удивление молодой, полный сил и творческих задумок, не разочарованный в жизни, он не подводит итоги и не смотрит свысока, просто живет и творит, как прежде. Только что закончил новую работу – оперу «Шинель» по Гоголю. В юбилейном году состоится гастрольный тур: Россия, Белоруссия, Германия, Израиль, который завершится летом большим концертом.

Максим: «История знакомства моих родителей довольно забавна. Отец, Исаак Дунаевский, в то время руководил Ансамблем песни и пляски ДК железнодорожников. Коллектив тогда был популярен, стоял в одном ряду с ансамблем Александрова, очень много выступал и у нас, и за рубежом. Не помню точно – то ли на просмотр к отцу пришла молодая балерина, то ли он сам решил сходить на концерт ансамбля Александрова, где работала мама, не суть важно. Он сидел в зале, а она, Зоя Пашкова, танцевала. Маме тогда исполнилось девятнадцать лет, и она была безумно красива. Когда выступление закончилось, сраженный папа послал ей записочку, где сравнил ее с солнышком. А мама действительно, особенно когда улыбалась, источала солнечный свет. Она показала записочку своим девчонкам, и те просто в обморок попадали – надо же, в Зою влюбился знаменитый Дунаевский! Конечно, мама не устояла! Роман перерос в любовь.

Папа вспоминается мне энергичным человеком с очень юморным нравом. Его всегда окружало множество людей – не всегда нужных и искренних, как выяснилось потом. Папа по-настоящему любил жизнь! Многие просят рассказать о его таланте, об истоках его мажорных песен. А это как раз шло из его характера! У папы было радостное мироощущение. Наверняка ему присущи были и стрессы, и депрессии, из его писем это видно. Но он, как и многие, искренне верил, что все в стране происходит так, как надо, и впереди у нас светлое будущее».

Тайны тихого дома

– Почему потребовалось спецпостановление правительства СССР, чтобы зарегистрировать вас? Знаменитый и влиятельный Дунаевский мог бы пойти в загс и оформить собственное отцовство…

Максим: «Не мог. В то время женатым людям не регистрировали детей, рожденных вне брака. А папа был женат. Хотя с той семьей он давным-давно не жил, все знали, что его жена – Зоя Пашкова. Мама не была его любовницей в привычном понимании этого слова. Папа с ней везде открыто появлялся. Пятнадцать лет, с 1940-го до 1955-го, они жили как муж и жена. Я появился в 1945-м. И на протяжении всего этого времени я знал и чувствовал, что у меня есть папа. Но тем не менее он не был разведен. Наверное, так сложилось по многим причинам. Во-первых, виноваты чисто человеческие слабости – мужчины ведь трусы и часто боятся идти на решающие шаги. Во-вторых, пугало осуждение партийной элиты, в то время надо было поддерживать хотя бы видимость моральной устойчивости. Тем более что папа был членом Верховного Совета и занимал ведущие посты в Союзе композиторов…

Я видел постановление Совета Министров СССР, согласно которому меня официально признали сыном Исаака Дунаевского. Этот документ был нужен не только для того, чтобы дать мне фамилию, но и для того, чтобы я мог вступить в права наследства. В 1950 году папа стал председателем жилищного кооператива Союза композиторов на улице Огарева. Я думаю, что он хотел обеспечить жильем нас с мамой. Что он и сделал, увы, не дожив до въезда в нашу новую квартиру полгода. Думаю, если бы он тогда успел, то наверняка бы оформил развод и женился на маме. Кстати, та семья прекрасно знала о существовании нас с мамой и смирилась. Мой старший брат приезжал в гости, привозил игрушки… Но когда отца не стало, они сделали вид, что мама – временная любовница, а я – вообще неизвестно кто. И пытались лишить меня всего. Увы, маме пришлось судиться».

– Кто-то называет Исаака Дунаевского «певцом» советской партии, другие говорят чуть ли не об оппозиции. Каким же был ваш отец?

Максим: «Ничего «партийного» в папе не было. Он не был членом партии, что, кстати, сильно ему повредило. При всей своей огромнейшей популярности папа умер народным артистом РСФСР, а не СССР, хотя заслуживал этого звания гораздо больше, чем многие другие. Словом, обласкан властью он не был, но и в оппозиции не состоял. Аркадий Исаакович Райкин, когда я, болея гриппом, жил в его доме в Ленинграде, говорил мне, что существует некий список шестидесяти выдающихся евреев. Он включал «неприкасаемых» (вроде как составил его сам Сталин), и там значилась фамилия моего отца. Был ли такой документ на самом деле, я не знаю. Так или иначе, музыканты в то ужасное время пострадали гораздо меньше, чем, к примеру, атомщики»…

Лучшие дня

– Инициатором ваших занятий музыкой стал Исаак Осипович?

Максим: «Конечно, впервые за рояль меня посадил отец. Но, надо заметить, не очень успешно. Мне тогда было лет пять, я позанимался, а потом мне стало скучно. Хотя в пять-шесть лет у меня были свои соображения по части музыки, я охотно импровизировал. Скорее всего мне было просто лень учить чужие произведения, и я сочинял свои. Помню, как однажды разучивал детскую пьеску Чайковского, и на одной из домашних вечеринок папа пригласил меня к роялю: «Покажи моим друзьям, чего ты добился». Вместо того чтобы сыграть эту пьеску, я исполнил только начало (больше не помнил), а все остальное доимпровизировал сам. Я помню хохот всех присутствующих и папины слова: «Ну наглый у меня сын – фантазирует на тему Чайковского!» Так что композиторские способности были, а усидчивость отсутствовала.

Когда я пошел в обычную школу, занятия музыкой прервались. То есть они продолжались, конечно, но через пень-колоду, так как я воспылал любовью к спорту. А мне нельзя было заниматься даже физкультурой, потому что в семь лет мне поставили диагноз – порок сердца. Среди профессоров-кардиологов в то время просто модная тенденция сложилась – почему-то в большом количестве у детей начали выявлять порок сердца. Как впоследствии рассказывали мне друзья-врачи, виной тому было не совсем точное диагностирование – возрастной шумок в сердце принимали за серьезную болезнь. Так вот, в связи с этим мне на два года запретили любые физические нагрузки. И, естественно, мне сразу ужасно захотелось стать спортсменом! Я тайно поступал в секции, но там требовали медицинскую справку, которой у меня, разумеется, не было. Тянул сколько мог – два-три месяца, а потом меня из секции выгоняли. Тогда я шел в другую секцию… Таким образом я одолел несколько видов спорта. Отличился я в беге на короткие дистанции, в прыжках в высоту и в баскетболе. Кроме того, как и все мальчишки, играл в футбол, хоккей. Позже увлекся теннисом и по сей день постоянно играю.

К музыке я вернулся, увы, только после смерти папы. Но спорту я по сей день очень благодарен. Продолжал бы заниматься, может, стал бы выдающимся спортсменом!»

Откровенные полароидные снимки

– Увлечение театром, наверное, вам привила мама?

Максим: «В связи с большой занятостью родителей (а папа был настолько загружен, что спал по четыре-пять часов в день) мной занимались няни, гувернантки. Мама после ансамбля Александрова ушла в Театр оперетты, который тоже считался «вотчиной» моего отца – ведь оперетты, музыку к которым писал Дунаевский, неизменно собирали аншлаги. Поэтому для меня это был «папин» театр. Я часто бывал там и надышался запахом кулис так, что навсегда полюбил эту атмосферу. Я влюблялся в опереточных актрис с пяти лет. Особенно меня поразили красавицы Евдокия Лебедева и Татьяна Санина. Я носил с собой их фотографии и, когда ложился спать, клал их под подушку. На них были направлены все проявления моей ранней сексуальности. Санина – до сих пор гениальнейшая прима Театра оперетты, несмотря на преклонный возраст, держит форму и является очень красивой женщиной. Кстати, не так давно я признался ей в своей детской страсти, и она очень веселилась».

– А фотографии, которые вы хранили под подушкой, кто-то обнаруживал?

Максим: «И мама, и няня. Но никаких репрессий для меня не последовало. Я играл сценки из оперетт, в которых участвовали мои любимые актрисы, и чувствовал себя сопричастным».

– Вас называют патологически влюбчивым человеком.

Максим: «Не сказал бы. Ни количество браков, ни количество женщин не говорят о том, что человек влюбчив. В молодом возрасте скорее сказывается желание «ударить по площадям», то есть покорить как можно больше сердец. Про себя я этого сказать не могу. Я не донжуан. В другом случае огромное количество возлюбленных у мужчины появляется от комплекса неполноценности – когда надо самому себе постоянно доказывать свою состоятельность. Это тоже вроде бы не про меня. Я часто женился не потому, что часто влюблялся. Напротив… Мама даже говорила: «Ты знаешь, что ты не умеешь любить? Ты, видимо, не способен… Ты за любовь или влюбленность принимаешь что-то другое». Вероятно, она права – большое количество браков и женщин скорее говорит о том, что ни влюбленности, ни тем более любви не было.

Возможно, по-настоящему я любил в своей жизни раза два. И, возможно, второй раз – это то, что происходит со мной сейчас. Почему я все время повторяю слово «возможно»? Потому что с Мариной мы вместе всего шесть лет. Но что бы ни произошло, мне не хочется терять мою жену и мою семью. Даже мысли такой не возникает. А раньше эта мысль возникала всегда. На каком-то этапе семейной жизни мне думалось: да, что-то опостылело, что-то надоело, хочется что-то в жизни поменять. Теперь я уже знаю, что вовсе не обязательно менять жену! Можно, если уж очень хочется, поменять место жительства, это даже полезно».

– Каким был ваш первый брак?

Максим: «Обычным «зеленым» браком, где за любовь принимается увлечение девушкой. Глаза горят, и кажется, что надо непременно и срочно жениться! Через такое, думаю, многие проходят. Тот, кто благополучно переживает подобные порывы, женится позже и удачнее, потому что сознание уже работает как надо. У меня же первая женитьба случилась в «бессознательном» состоянии. Хотелось не только встречаться на улице или в подъездах, не просто приходить в гости и на самом интересном месте уходить, потому что уже пора! Я женился на очаровательной девушке Наташе из семьи партийного деятеля. Прожили мы всего два года».

– Вас легко отпустили «на волю»?

Максим: «Нет. Когда я собрался разводиться, меня вызвал к себе в кабинет папа Наташи, один из секретарей ЦК КПСС. Насчет развода у него была жесткая позиция. Он сказал, что не надо рушить семью. А когда такой человек говорит «не надо», он внимательно смотрит на тебя, и ты понимаешь, что этот мягкий и вкрадчивый «наставник» может здорово испортить жизнь.

– Почему не надо разводиться? – спросил я, молодой и наглый.

– Ты думаешь, что за сорок лет брака я испытывал чувства только к своей супруге? – сказал он. – Нет, у меня в жизни бывали всякие «заезды». Поэтому я считаю, что надо жить со своей женой.

– А как можно честно жить с женой, когда «заезды»?..

– Изменяй! Но живи с женой.

На эту фразу я ощетинился как ежик. Сейчас, наверное, я бы по-другому реагировал: поговорили бы, посмеялись, может, даже по рюмочке водки выпили и обсудили бы этот вопрос! Но тогда я был ужасно рассержен. И несмотря на то что тесть собирался устроить мое будущее (а я как раз заканчивал консерваторию), твердо стоял на разводе.

– Тогда не только работа за границей для тебя закрыта, но и вообще… Играть тебе всю жизнь на скрипочке в кабачках! – пообещал он металлическим тоном.

Почему на скрипке? Я никогда на скрипке не играл. Впрочем, эта угроза так угрозой и осталась, никаких конкретных мер против меня он не предпринял.

Правда, я сразу стал невыездным… Нет, это не его рук дело, потому что Наташин отец был приличным человеком. Но другие люди знали о моей «разводной» истории, и мне никогда не давали характеристику на выезд! И вот однажды случилось чудо: мою деловую поездку все же «пробили». Я тогда работал главным дирижером Московского мюзик-холла, и мы должны были ехать на гастроли. Мой бывший тесть уже вышел на пенсию, но именно в тот момент его вызвали на службу подменитькакого-то заболевшего начальника, занимавшегося загранпоездками! Меня вызвали в Росконцерт и сказали, что из ЦК мои документы вернули обратно. «У вас там что, недруг какой-то?» – спросили меня. Я поинтересовался, в чем дело: мне что, снова отказывают? «Нет, просто попросили исправить кое-что в анкете!» – «Что именно?» – «В анкете написано, что ты холост, а ты разведен!» Я переписал анкету и даже внес туда фамилию бывшей жены. Повторно ЦК рассмотрел мою кандидатуру положительно.

Конечно, в том браке я ощутил все прелести принадлежности к партийной элите. Успел попользоваться и так называемой кремлевской столовой, и путевочками. Летом мы жили на даче ЦК. Все это было мило и интересно, но почему-то быстро надоело. Если бы я был карьеристом по характеру, наверняка вел бы себя по-другому – многое можно было решить благодаря такому тестю… А так пришлось барахтаться самому. Хотя, может, это и хорошо».

Любовь и деньги навсегда…

– Вы всегда изменяли своим женам?

Максим: «Нет. Я изменял только тогда, когда чувствовал, что совместная жизнь себя полностью исчерпала».

– Откуда пошло выражение «клуб жен Дунаевского»?

Максим: «Авторство принадлежит Наташе Андрейченко, знакомой со многими моими женами. Она сказала: пора бы уже создать клуб жен Дунаевского, чтобы собираться и решать какие-то вопросы. Конечно, она пошутила. С Натальей мы общаемся, дружим, в конце концов, у нас общий сын! Но в каждой шутке есть доля правды. Моя нынешняя жена Марина знакома и с Андрейченко, и Леной Дунаевской. И с другими моими женами мы тоже поддерживаем ровные отношения, и я думаю, что это правильно. Я бы сказал, что это очень современно, по-человечески и добро. Дай бог, чтобы все люди так могли».

– Если вы дружите с Натальей, почему Максимилиан Шелл хотел подать на вас в суд?

Максим: «Когда я впервые пришел в их только что созданную семью, Максимилиан меня встретил грозным криком: «Я подам на тебя в суд! Я подам на тебя в суд за то, что ты меня не предупредил, кого ты мне подсунул!» Причем глаза его в тот момент очень органично метали молнии. Я весь сжался, растерялся и не знал, что мне делать. Оказалось, он так пошутил. Причем, надо заметить, что это была миниатюра, виртуозно исполненная оскароносным актером! Поэтому понять, что он не всерьез, я сразу и не смог».

– Вы сами уходили от всех своих жен. И только «леди Мэри» покинула вас?

Максим: «Да. Это был сложный уход. Мы оба плакали в тот вечер, потому что любовь вроде как еще жила… Хотя нельзя сказать, что Наташа просто собрала вещи и ушла. Я не чувствовал себя покинутым. Она посоветовалась со мной – что же делать в такой ситуации, сказала, что встретила другого мужчину, которого полюбила. И я ее понял. Шелл – личность действительно неординарная и необыкновенно интересная.

Кроме того, все произошло на переломе эпох, когда многие пытались устроить свою судьбу, перебравшись за границу. Уехать с человеком, который может тебе помочь не только своим состоянием, но и связями в профессии, – это нормальный выбор. Я не знаю, насколько в данном случае были глубоки чувства, но потерять такой вариант было бы глупо. Так я тогда и сказал Наташе. В ответ, думаю, она испытала не самые приятные ощущения. Первым из которых была неприязнь, потому что любящий муж не пытался ее остановить, а так вот запросто отдавал другому. Эта неприязнь жила довольно долго, потому что потом мы совсем не общались. Ее подруга Лариса Удовиченко сказала мне: «Ты удивляешься, что с тобой год не разговаривают и даже сына тебе не дают? Да ты ведь ее просто взял и подарил! Любая женщина не может на такое не отреагировать». А еще Лариса призналась в своей твердой уверенности в том, что если бы в течение двух-трех недель я проявил себя суровым мужчиной и сказал бы: «Все! Давай заканчивай!», – Андрейченко вернулась бы ко мне. Не знаю, что на сей счет думает сама Наташа… Мы никогда эту тему не обсуждали, да уже и не надо».

– А что за история у вас связана с вашей пятой женой, Олей Даниловой?

Максим: «Это история о большой любви. Первой моей настоящей любви. Когда мы познакомились, Оле было всего девятнадцать лет. Она, будучи очень привлекательной девушкой, работала манекенщицей. В Доме моделей я ее впервые и увидел. Мы быстро поженились – через полгода. У нее не было никакого образования, кроме школьного. А у манекенщиц работа то есть, то ее нет, и Ольга много времени проводила в подвешенном состоянии, ничего не делая. Мне это не нравилось. Мне казалось, что моя женщина обязательно должна быть личностью. Наверное, мне так казалось после Андрейченко. Хотя должен сказать, что это и плюс, и минус одновременно. Две личности в семье многовато – Боливар-то двоих не вынесет. Но… все-таки Ольгиной жизни тогда хотелось придать характер.

В каждом мужчине живет доктор Хиггинс, во мне, видимо, тоже. У Ольги проявились актерские способности, и я помог ей поступить во ВГИК на курс к Армену Джигарханяну. Она училась, можно сказать, все пять лет нашей совместной жизни. Но когда Ольга закончила вуз, я понял, что птичка из клетки решила упорхнуть. У нее появилась новая компания, она вращалась среди молодых актеров, режиссеров, снялась в сериале «Мелочи жизни». Я стал ее тяготить. Детей у нас не было… Ну что там говорить – молодая, да еще и получившая такой мощный старт! А я в то время собирался за границу – за океаном имелись кое-какие зацепки. Ведь в 90-е годы страна превратилась в царство обломков, делать мне тут было совершенно нечего. Я думал, Оля поедет со мной: в Америке я нашел ей место диктора на русском телевидении. Но она отказалась. Я тоже не захотел чем-то жертвовать. Мы оказались в разных странах, но продолжали числиться семьей. Месяцы разлуки крайне редко приводят к чему-то хорошему. Разумеется, у Оли завелся любовник – режиссер, с которым она потом соединила свою судьбу и родила ребенка. У меня тоже появилась женщина. Во-первых, это было естественно. Во-вторых, мне срочно требовалось как-то заглушить душевную боль – а боль была отчаянной, я же очень любил Олю. То есть я выбивал клин клином. Мою новую избранницу тоже звали Ольгой. Я испытывал к ней искреннюю нежность, но все быстро разрушилось, потому что не было основано на серьезных чувствах».

– Может, вы сочтете мой вопрос глупым, но неужели, «выбивая клин», обязательно было жениться?

Максим: «Это было истерическим поступком. Я метался, мне казалось, что надо срочно что-то делать. Я не мог больше оставаться один! Кстати, открою секрет только для вашего издания. Со мной такое случилось впервые в жизни, и явление это, надо думать, исключительное и потому любопытное. Люди редко возвращаются друг к другу после разрыва, потому что всякий разрыв имеет свои причины и забыть о них, как правило, невозможно. Так вот, через некоторый промежуток времени Оля Данилова и я вдруг осознали, что мы совершили глупость. Нас потащило друг к другу с гораздо большей силой, чем когда-либо раньше. У нас начался роман. Представьте, роман с бывшей женой! Конечно, наши отношения мы держали в тайне, потому что оба уже были не свободны. Только самые близкие друзья знали и помогали нам в этом. Увы, через какое-то время мы поняли, что войти в одну и ту же реку дважды невозможно».

– Вам льстит, что одна из бывших жен, Лена Дунаевская, оставила вашу фамилию?

Максим: «Если честно, то мне все равно. Потому что, кроме нее, мои жены никогда не меняли фамилию, несмотря на громкую и крайне редкую фамилию Дунаевский». Сладкий обман

– Вы должны были писать музыку к культовому фильму «Запах женщины» с Аль Пачино. Почему не сложилось?

Максим: «Это уже моя американская история. Наивно было думать, что, приехав туда не просто зрелым, а даже немного «перезревшим человеком», можно добиться каких-то результатов. Надо начинать все с нуля, с первого кирпичика, только потом возникнет доверие, связи, работа. И стартовать приходится с таких заработков, которые даже штаны твои поддержать не в состоянии! В молодости это нормально, но с возрастом подобные «подвиги» даются все труднее.

Почему-то наши сограждане, которые в нашей стране стали кем-то, свято верят, что там все продолжится. Ничего подобного. Все обрывается, и начинается совершенно новое. Я не хочу никого обидеть, но то, что говорят русские музыканты, актеры, режиссеры о своих успехах за границей, весьма далеко от истины. Когда-нибудь я обязательно разоблачу наших «сказочников венского леса», начиная с Натальи Лапиной, поющей в ресторане за скромное вознаграждение, и заканчивая известными актерами. За десять лет я там много чего повидал!

В Голливуде море молодых людей – начинающих музыкантов, актеров, которые работают официантами. Несколько раз, когда я приходил в дорогой ресторан, молодые ребята дарили мне свои кассеты, диски – думали, что я продюсер! И в какой-то момент я понял, что я, пришедший сегодня в этот ресторан, стою на той же ступени, что и чернокожий парень, который только что подал мне ужин. Просто у меня сегодня оказалось чуть больше денег, чем у него.

В результате у тебя появляется соблазн заняться чем-то еще помимо своей профессии. Я в Америке писал рецензии в газетах, работал на русском телевидении, были и какие-то продюсерские проекты. В конце концов я добился того, что прилично существовал и написал музыку для двух фильмов. Но этого оказалось страшно мало. Не из-за денег, а из-за собственных ощущаемых возможностей и амбиций.

Однажды я познакомился с музыкальным директором MCA и Universal studio, и он меня поддержал. Наша совместная работа сводилась к постоянной тусовке: если где-то вечеринка, ты обязательно должен там появиться. Потому что на первом этапе надо дать о себе знать.

Вы скажете, о чем это я? На самом деле – о «Запахе женщины»! Эта картина могла решить мою судьбу в Америке, но не решила. Итак, звонит мобильный телефон, раздается голос моего покровителя: «Отпал композитор, который должен был писать музыку к «Запаху женщины». Срочно приходи, потому что через день у них уже будет десять других кандидатов!» Просунуть меня можно было только в течение одного дня! Потому что это Голливуд, это высокобюджетный фильм с выдающимися актерами, подобная работа дорога не только в денежном эквиваленте, но и в профессиональном. А я в момент звонка нежился на пляже у моих друзей в Испании… Он мне кричит: «Ничего страшного, срочно прилетай!» Но для этого требовалась виза в Америку, а мне, иностранному гражданину, в испанском посольстве ее никто бы не дал. Даже если бы я вернулся в Москву, я бы не успел. А гринкарты у меня тогда еще не было… Словом, тогда я ценой одного дня решил свою судьбу в Америке. Как показывает опыт, шанс на каждом жизненном витке бывает только один!»

Сейчас Дунаевский снова живет в Москве, но о «Запахе женщины» знает не понаслышке. Он рядом. Как последняя любовь, которая никогда не опаздывает. Может, в силу своей «сознательности» она обречена быть самой стойкой и яркой – словно пятнышко от фломастера на платьице маленькой Полины Дунаевской. Кстати, когда эта девочка улыбается, она похожа на солнышко. Как одна знаменитая в прошлом балерина…

Отец - композитор Исаак Осипович Дунаевский , мать - балерина Зоя Ивановна Пашкова (их брак не был зарегистрирован).

В 1965 году окончил теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В 1970 году окончил теоретико-композиторское отделение Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу композиции. Его педагогами были Николай Раков, Дмитрий Кабалевский, Андрей Эшпай, Тихон Хренников, Альфред Шнитке.

Максим Дунаевский мог стать композитором, пишущим академическую музыку. Но его судьбу определила встреча со студенческим театром МГУ «Наш дом» (музыкальный руководитель студии с августа 1964 года по 1969 год), которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. С 1969 года по 1974 год - Дунаевский был дирижёром Театра им. Е. Вахтангова; в 1974 - 75 гг. - главным дирижёром и музыкальным руководителем Московского Мюзик-холла; в 1981-1985 гг. - художественным руководителем и главным дирижёром Государственного эстрадного оркестра РСФСР; в 1987 году - музыкальным руководителем Театра-студии музыкальной драмы (худ. рук. Юрий Шерлинг).

Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями Максим Дунаевский стал писать музыку для театра, а позднее для кино и эстрады. Для спектакля Марка Розовского в ТЮЗе он написал в 1974-м многие песни, вошедшие затем в телефильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978, Розовский был автором сценария).

Максим Исаакович Дунаевский организовал свой эстрадный, игравший также и рок, ансамбль «Фестиваль» (1977-1990), сотрудничал как автор песен с такими поэтами, как Леонид Дербенёв, Наум Олев, Юрий Ряшенцев, Илья Резник, Роберт Рождественский, Николай Денисов. Песни Максима Дунаевского являются неотъемлемой частью творчества Михаила Боярского, Жанны Рождественской, Николая Караченцова, Павла Смеяна, Дмитрия Харатьяна, Любови Успенской, Маши Распутиной, Игоря Наджиева, Татьяны Булановой и других исполнителей. Среди его произведений - концерт для фортепиано с оркестром, 1970, кантата для хора a cappella «Старые корабли» (на стихи А. Лундквиста, 1970), произведения для камерно-инструментальных ансамблей, сонаты, циклы романсов, хоры.

Он - автор музыки к более, чем 30 фильмам (самые известные - тетралогия «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетёров», «Ах, водевиль, водевиль…», «Карнавал», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Маленькое одолжение», «Светлая личность»), телеспектаклю «Мальчик со шпагой», мультфильмам «Пиф-паф, ой-ой-ой!», «Летучий корабль» и «Кошкин дом», автор мюзиклов «Тили-тили-тесто…», «Емелино счастье», «Три мушкетёра», «В поисках капитана Гранта», «Веселые ребята-2», «Двенадцать стульев». В мае 2010-го вышел новый мюзикл «Любовь и шпионаж», посвященный Мате Хари. Максим Дунаевский - также автор поп-оперы «Саломея, царевна Иудейская». Вёл программу об оперетте «С легким жанром!» на телеканале «Культура». Член жюри музыкального телевизионного конкурса «Народный артист».

Прожил в США почти восемь лет (1992 - 1999), работал в Голливуде, написал музыку к нескольким фильмам.

Личная жизнь

Был женат 7 раз. Жёны: Наталья Леонова, Регина Темирбулатова, Елена Дунаевская, актриса Наталья Андрейченко, манекенщица Ольга Данилова, Ольга Шеронова, Марина Рождественская (род. 11 ноября 1972 г.).

Взрослый сын Дмитрий живёт в Лос-Анджелесе, взрослая дочь Алина - в Париже, где организовала свою рок-группу Markize. Став певицей, композитором и автором своих песен на французском, русском и английском языках, она сделала кавер-версию песни из к/ф «Карнавал» - «Позвони мне, позвони», посвященную отцом её маме Нине Спада). В 2010 году она была приглашена для участия в документальном фильме «Чистосердечное признание-Папины дочки», на НТВ. В 2002 году нынешняя жена композитора родила дочь Полину. Всего у Максима Дунаевского трое детей - Дмитрий, Алина, Полина. Кроме того, он удочерил Марию (род. 1995) - дочь нынешней жены, - дав ей свою фамилию.

Общественная деятельность и благотворительность

Помимо творчества, Максим Дунаевский активно занимается общественной деятельностью и благотворительностью. Он является президентом Благотворительного культурного фонда имени Исаака Дунаевского, заместителем председателя Гильдии профессиональных композиторов, академиком Российской национальной киноакадемии, членом экспертного совета первого канала телевидения по отбору на конкурс «Евровидение» и ежегодной музыкальной программы «Новые песни о главном». Последние два факта несколько противоречат его заявлениям о современной поп-музыке («Я не хочу называть имен и как-то это комментировать. Думаю, большинству из них хорошо бы за столом петь. Пение требует большого профессионализма. Мало быть популярной фигурой. Этому надо учиться. Сейчас поют все, кому не лень. Могу сказать по-другому: у кого есть деньги. Другое дело, что с последним эфиром исчезает любое упоминание, в памяти стираются имя и внешность исполнителя, который совсем недавно был известен»). Высоко оценил Диму Билана, а также Александра Панайотова.

20 мая 2011 года на Первом канале вышел выпуск программы Достояние Республики, посвящённый Максиму Дунаевскому.

Общественные награды

  • В 2005 году награждён орденом Петра Великого I степени;
  • В 2007 году награждён орденом Буратино (вручен 05.02.2008).
  • В 2008 году детской школе искусств в Калининградской области присвоено имя Исаака и Максима Дунаевских.

Фильмография

Композитор

1974 - Автомобиль, скрипка и собака Клякса
1975 - Мальчик со шпагой, 9-серийный телеспектакль
1978 - Д’Артаньян и три мушкетёра
1979 - Ах, водевиль, водевиль…
1979 - Летучий корабль
1980 - Если бы я был начальником…
1980 - Пиф-паф, ой-ой-ой!
1980 - Кодовое название «Южный гром»
1981 - Карнавал
1981 - Куда он денется!
1981 - Семь счастливых нот
1981 - Проданный смех
1982 - Кошкин дом
1982 - Трест, который лопнул
1983 - Зелёный фургон
1983 - Мэри Поппинс, до свидания!
1984 - Маленькое одолжение
1985 - В поисках капитана Гранта
1985 - Опасно для жизни!
1986 - Там, где нас нет
1988 - Француз
1989 - Светлая личность
1990 - Подземелье ведьм
1991 - И чёрт с нами
1990 - Ловушка для одинокого мужчины
1992 - Ребёнок к ноябрю
1992 - Мушкетёры двадцать лет спустя
1993 - Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя
1996 - Умереть от счастья и любви
1999 - «Танцуй со мной» (англ. Dance with Me)
1999 - Криминальное танго
2000 - Формула счастья
2000 - Граница. Таёжный роман
2004 - Амапола
2005 - Двенадцать стульев
2004 - Убойная сила-6. Мыс Доброй надежды
2006 - Утёсов. Песня длиною в жизнь;
2006 - Парк советского периода
2008 - Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини.
2008 - На краю стою
2008 - Красное и чёрное

Дискография

Виниловые пластинки, выпущенные на фирме «Мелодия»
1981 - Мюзикл «Три мушкетёра», (3-ной диск-гигант)
1982 - "Максим Дунаевский. Песни из к/ф «Карнавал» (миньон)
1983 - «Городские цветы. (Михаил Боярский поёт песни Максима Дунаевского)», (миньон)
1984 - Музыка и песни из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания!», (диск-гигант)

Авторские компакт-диски

1996 - Николай Караченцов «Моя маленькая леди»
1996 - Максим Дунаевский «Лучшие песни», часть первая
1997 - Максим Дунаевский «Лучшие песни», часть вторая
2001 - «Д`Артаньян и три мушкетёра (Музыка и песни из телефильма)»
2001 - Песни из фильма «Мэри Поппинс, до свидания! (Музыка и песни из телефильма)»
2002 - Максим Дунаевский «Золотая коллекция», часть первая
2002 - Максим Дунаевский «Золотая коллекция», часть вторая
2002 - Максим Дунаевский «Золотая коллекция», часть третья

Общеизвестное правило о том, что природа отдыхает на детях знаменитостей, имеет немало исключений. Одним из таких исключений является Максим Исаакович Дунаевский. Песни его отца стали музыкальным портретом целой эпохи - но о песнях его сына можно сказать то же самое.


Описание биографии Максима Исааковича Дунаевского невозможно без рассказа о его знаменитом отце. Создатель нового песенного жанра советской эпохи, музыки к фильмам, вошедшим в золотой фонд отечественного кинематографа, оперетт и балетов, был чрезвычайно влюбчив, и рассказы о его многочисленных романах могли бы стать сценарием большого сериала. Первый брак знаменитого композитора был недолгим. Со своей второй женой, танцовщицей мюзик-холла, Исаак Дунаевский прожил более тридцати лет, до самой своей смерти, и растил сына Евгения (1932 года рождения). Это не мешало знаменитому композитору покорять сердца молодых красавиц, преимущественно из мира искусства. Во время Великой Отечественной войны Исаак Дунаевский работал в Ансамбле песни и пляски железнодорожников, который постоянно находился на гастролях, в то время как его жена и сын были эвакуированы в Сибирь. Знакомство композитора с девятнадцатилетней Зоей Пашковой произошло на концерте Ансамбля им. Александрова, в котором девушка была танцовщицей. Роман вспыхнул быстро, Зоя была переведена в Ансамбль железнодорожников, и они стали жить в гражданском браке. Рождение Максима (15 января 1945 года) было воспринято Исааком Дунаевским без особой радости, пара даже рассталась на некоторое время. Однако без отцовской заботы мальчик не остался, хотя и видел Исаака Осиповича урывками. У Максима рано проявился музыкальный талант, и он стал обучаться музыке. Когда занятия стали тяготить мальчика, отец не стал его принуждать, заявив, что если он хочет играть в футбол – пусть играет в футбол, а заодно научится и теннису. Для Максима устраивались роскошные праздники, покупались невиданные игрушки. Известный композитор склоня

лся к мысли о проживании с Зоей и младшим сыном. Он сумел приобрести им квартиру и дачу, но буквально накануне переезда внезапно умер. Вокруг смерти Дунаевского-старшего ходило (и продолжает ходить) множество сплетен, но причина, которую подтвердили медики, была вполне естественной – оторвавшийся тромб.

После смерти гражданского мужа Зоя Пашкова добилась официального признания Максима сыном Дунаевского, а сам мальчик понял, что он очень хочет заниматься музыкой. Поступив в музыкальную школу в 11 лет, он сумел догнать своих ровесников. Через год после смерти Исаака Дунаевского Зоя Ивановна вышла замуж, и о своем отчиме Максим говорит только самые теплые слова. После окончания школы Максим Дунаевский стал студентом теоретико-композиторского отделения музыкального училища при Московской консерватории, потом поступил в консерваторию. Его первым наставником стал Дмитрий Кабалевский, который всячески стремился склонить Максима к написанию академической музыки. Все сочинения "легкого жанра" отвергались, дело дошло даже до того, что на втором курсе Кабалевский пригрозил отказаться от обучения студента Дунаевского, что означало автоматическое отчисление из консерватории. Достигнутым компромиссом стала низкая оценка по специальности и переход к Андрею Эшпаю, у которого стремления Максима нашли полную поддержку. На выпускном курсе с Дунаевским занимался Тихон Хренников, который написал немало легкой музыки. На выбор творческого направления Максима оказало большое влияние и то обстоятельство, что в 1964 году он стал музыкальным руководителем знаменитого студенческого театра МГУ "Наш дом".

В 1969 году, еще до получения диплома, Максим Дунаевский стал дирижером Театра им

Вахтангова, а в 1974 году занял должность главного дирижера и музыкального руководителя в Московском мюзик-холле. В 1970 году был исполнен его концерт для фортепиано с оркестром и кантата "Старые корабли", а в 1977 году он сменил тематику и стал руководителем рок-ансамбля "Фестиваль". В 1974 году Дунаевский впервые написал музыку для фильма "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", который очень понравился юным зрителям. А в 1979 году вся страна запела "Пора-пора-порадуемся" вместе с героями "Трех мушкетеров, "Жизнь моя – жестянка" с Водяным из "Летучего корабля", и торопилась к экранам, заслышав " Ах, водевиль, водевиль". Всего к настоящему времени композитор создал музыку более чем к сорока фильмам. Из них песни, прозвучавшие в "Карнавале" (1981), "Мэри Поппинс, до свидания" (1983), "Таежный роман" (2000) и стали настоящими хитами, и любимы слушателями до сих пор. С 1992 по 1998 год Максим Дунаевский жил и работал в США. Он написал музыку к нескольким кинофильмам, в том числе и к "Out of the Cold" (в русской версии "Танцуй со мной", 1999) , записал диск "Моя маленькая леди" с Николаем Караченцовым, исполнявшим его песни на слова Ильи Резника. Дунаевский писал для таких исполнителей, как Михаил Боярский, Дмитрий Харатьян, Любовь Успенская, Маша Распутина, Татьяна Буланова и др. Немалое время знаменитый композитор отдал созданию мюзиклов, среди них – "Тили-тили-тесто", "В поисках капитана Гранта", "12 стульев", "Емеля", "Саломея, царевна Иудейская". В 2010 специально для Ларисы Долиной был создан мюзикл о Мате Хари "Любовь и шпионаж". Максим Дунаевский был ведущим посвященной оперетте программы "С легким жанром" на телеканале "Культура", участвовал в жюри теле

роекта "Народный артист". В настоящее время композитор работает над оперой "Шинель" по мотивам повести Гоголя и мечтает снять музыкальный сериал об Исааке Осиповиче Дунаевском.

Что касается личной жизни Максима Исааковича Дунаевского, то в ней он проявил себя истинным сыном своего отца. Композитор вступал в брак семь раз, и как утверждает он сам, каждый раз по большой любви. Его избранницами становились Наталья Леонова, затем Регина Темирбулатова и Елена Дунаевская. Четвертая жена композитора, Наталья Андрейченко, в 1982 году родила ему сына Дмитрия, который в настоящее время проживает в Швейцарии, носит фамилию Шелл (после усыновления вторым мужем актрисы) и занимается бизнесом. В 1983 году переводчица Нина Спада, которой он посвятил песню "Позвони мне, позвони", родила Дунаевскому внебрачную дочь Алину. Композитор отказался от девочки в младенчестве - по его словам, это было желание Нины, которая вышла замуж за гражданина Франции и увезла дочь за границу. В настоящее время Алина проживает в Париже, она окончила консерваторию и факультет изящных искусств в Сорбонне, работала моделью. Старшая дочь Дунаевского является успешной солисткой и автором песен, в том числе и посвященных своему отцу. Она с уважением относится к творчеству Исаака и Максима Дунаевских и включает в свой репертуар их произведения. После браков с Ольгой Даниловой и Ольгой Шероновой Максим Дунаевский женился на Марине Рождественской, обвенчался с ней в церкви и уже много лет счастлив в этом браке. В 2002 году у них родилась дочь Полина; кроме того, композитор усыновил дочь Марины от первого брака Марию Воронову (1995 г.р.), которая в настоящее время играет в Театре Луны и исполняет песни.