Возникновение уральской горнозаводской промышленности. Развитие добывающей промышленности на урале Начало промышленного освоения Урала

Обширная территория Перми Великой, русских поселений Западной Сибири и башкирских земель скрывала в своих недрах сокровища, о ценности которых долгое время не было известно и которые, конечно, не влияли на продвижение русских на восток. Эти сокровища–огромные запасы полезных ископаемых в Уральских горах. Их начали добывать лишь на рубеже XVII – XVIII в. Вскоре экономические и политические последствия этого оказали огромное воздействие на развитие этого региона и его население. Таким образом, без учета разработки Россией уральских рудников история этой окраины империи будет не полной.

С момента своего появления на средней и верхней Каме русские начали вести разведку металлов, в основном, меди, необходимой для чеканки монеты. Вероятно, эти месторождения русским указали местные кустари, которые издавна имели здесь мелкое литейное дело.

Несмотря на значительные затраты государства по строительству первого металлургического завода на Урале, он работал с перебоями. Немецкий мастер был отозван – вполне вероятно, что он понадобился для других дел – в Москву, а завод сдан в аренду двум партикулярным людям, Ивану и Дмитрию Тумашевым; подобного рода дуэты часто встречаются в истории уральской промышленности.

Превращение Урала в центр горной промышленности произошло благодаря не меди, а железу. Уральское население так же давно знало о месторождениях железа: небольшие литейные мастерские были здесь практически везде– вспомним о запрете башкирам иметь свои кузницы.

Кустарная плавка железной руды велась по всему Уралу. Некоторым крестьянам удавалось за день выплавлять до 5 пудов (около80 кг) железа.

Конечно, настоящей горной промышленности, способной удовлетворить потребности Московии, тогда еще не было. Железо продолжали импортировать, в основном из Швеции. Но как только его нашли на восточном Урале, то государством и частными лицами сразу же были предприняты попытки организации здесь промышленного производства. В1676 г. два немца, Самуэль Фрич и Ганс Герольд, были посланы царем Алексеем Михайловичем на Урал с предписанием найти не только медь, но и железо. Они привезли два образца руды, но сообщили, что этот край слишком дикий. На этом попытки промышленного освоения региона закончились.

С другой стороны, один из упомянутых мною братьев Тумашевых, прибыв на строительство аналогичного завода на Нейве, восточнее Уральских гор, и не найдя там меди, заинтересовался железом. Он стал просить Москву разрешить ему строительство здесь горного завода. Разрешение он получил в1669 г., а на следующий год построил первый уральский железоплавильный завод, Федьковский, который работал почти 10 лет и остановился к 1680 г. по неизвестным причинам. Позже Далматов монастырь возвел другой маленький железоплавильный заводик, на месте будущего Каменского, который сохранился до наших дней, но был скорее кустарным и обслуживал лишь сам монастырь.

Все эти попытки наладить производство железа на востоке Урала долгое время оставались единичными и не дали ощутимых результатов. Лишь в самом конце XVII в., при Петре I, на Урале возникла настоящая железоделательная промышленность. Своим рождением она была обязана одному из первых соратников Петра, Андрею Виниусу, который сыграл важную роль в качестве создателя русской промышленности.

К строительству первых заводов правительство относилось с большой осторожностью. 11 сентября 1698 г. Петр I издал указ, в котором предлагалось строить на Урале заводы на основании материалов местных знающих людей, но вместе с тем отправить в Верхотурье мастеров с тульских, каширских, павловских, малоярославских, олонецких заводов, которым надлежало еще раз осмотреть места будущих заводов и высказать свое мнение об удачности выбора точек строительства. Первая группа мастеров в количестве 22 человек прибыла на заводы в 1700 году.

2.3. Строительство заводов на Урале в 1699-1700 гг.: планы и реальность.

1696-1697 гг. прошли в череде мероприятий по определению экономического потенциала уезда, обследованию железорудных месторождений и участков под заводское строительство, экспертной оценке образцов руды в столице и за рубежом. При этом надо подчеркнуть, что все подготовительные работы в крае были проведены с расчетом исключительно на собственные возможности.

Сведения о железной руде по р. Нейве (описание окрестностей, образцы руды и опытных плавок) прислали слободские приказчики М. Бибиков, Ф. Лисицын, К. Чернышев. М. А. Бибиков сообщил о трех рудниках: в «Сухом логу» у р. Алапаихи, у р. Зыряновки и у д. Кабаково. Впоследствии на сырьевой базе этих рудников заработал Алапаевский завод. Ф. Лисицын и К. Чернышев объявили железную руду у р. Нейвы в двух верстах от д. Федьковки. Это открытие определило выбор места под строительство Невьянского завода.

В конце 1701 г. на Урале заработали два первых металлургических завода - Невьянский (Федьковский) и Каменский.

Каменский металлургический завод

Основан казной в 1701 году в Камышловском уезде Пермской губерни (ныне г. Каменск-Уральский Свердловской области). Выплавлял чугун, производил чугунные артиллерийские орудия и снаряды. В 1861-1863 внедряется горячее дутье и завод переходит к сталепушечному производству, производство чугуна, разливка отливок из него и артиллерийских снарядов. С начала ХХ в. предприятие выплавляла чугунные дренажные трубы и тормозные колодки для железнодорожного транспорта. В 1918 году национализирован и в 1926 году закрыт.

Другой сюжет имеет отношение к обстоятельствам закладки Каменского завода в 1699-1700 гг. Это была территория Тобольского уезда, поэтому приведенная ранее ведомственная переписка и указы о поиске руд и возведении завода в Верхотурском уезде не имели отношения к организации каких-либо работ на р. Каменке. Подготовка к заводскому строительству началась здесь только в конце 1699 г., но практически сразу с участием прибывшего из Москвы плотинного мастера. С этого момента положения указа от 10 июня 1697 г. стали определяющими и при возведении Каменского завода, а строительная активность в двух уездах потребовала единых координирующих действий.

Под строительство завода в Тобольском уезде первоначально было выбрано только одно место - на р. Каменке, где уже более 15 лет работал небольшой завод Далматовского Успенского монастыря. Из царского указа от 28 сентября 1699 г. следовало, что это была спорная земля, на которой еще до появления монахов селились государственные крестьяне и где была основана Каменская слобода, насчитывающая к началу XVIII в. более 40 дворов. Спор решился не в пользу монастыря, и р. Каменка с прилегающими залежами руды отошла к казне. Как и в Верхотурском уезде, в указе предписывалось подробно описать рудники, составить чертеж окрестностей, сделать предварительный экономический расчет строительства, провести опытные плавки, а образцы руды и металла прислать в Москву.

Невьянский чугуноплавильный и железоделательный завод (ныне Невьянский машиностроительный завод) в городе Невьянске Свердловской области.

В марте 1701 г. во главе стройки назначили Семена Викулина из Москвы. В мае 1701 г. начали возводить плотину и бить сваи на Нейве. Вместе с плотиной строилась домна, помещение для молотовых, угольные сараи. На берегу против плотины появились избы, амбар, бани. 15 декабря 1701 г. невьянская домна дала первый чугун.

В 1702 г. Невьянский завод был передан Петром I из казны тульскому оружейнику Никите Демидовичу Антуфьеву (Демидову).

На заводе плавили также медь. Лили колокола. На заводе делали и само металлургическое оборудование как для собственных нужд, так и для других заводов Урала.

В первые годы строительства заводы только обретали свои названия, они могли меняться, что потребовало внимательного их анализа. В документах 1700 г. чаще встречаются упоминания о Верхотурских железных заводах, Каменских заводах, иногда Тобольских Каменских заводах, но нет названия Невьянских заводов. Именования Верхотурские и Тобольские связаны с подчиненностью заводов: первые находились в ведении верхотурского воеводы, вторые соответственно в ведении тобольского. Названия Тагильский, Невьянский, Каменский закрепились от названий рек, на которых или около которых эти заводы возникли, Федьковский - от ближайшего населенного пункта.

Программным документом, положившим начало созданию на Урале крупной промышленности, следует считать указ Петра I от 10 июня 1697 г. «О выборе всякого чина людям руд в Верхотурье и Тобольске, о выборе удобных мест и учреждение заводов и о присылке в Москву снятых с таковых чертежей». В нем были определены действия Сибирского приказа и воеводской администрации по подготовке и строительству первой металлургической мануфактуры. Следует отметить, что указ в большей степени касался организации работ в Верхотурском уезде, и особенно у Магнитной горы, где были открыты основные залежи железных руд.

В соответствии с распоряжением требовалось основать «большой» завод вблизи рудников, больших массивов леса и судовой реки, «которой бы возможно водою в понизовые сибирские города отпустить». Местным железоделательным мастерам предписывалось осмотреть и описать удобные места под «большие заводы». Кроме того, следовало охарактеризовать экономику края, собрать сведения обо всех «мужицких» заводах и доходах с них, описать летний и зимний пути до Уткинской слободы, оценить выгоду доставки металла в Москву.

Цель строительства заводов по свидетельству документа заключалась в первую очередь в литье пушек и гранат, изготовлении различного «ружья» «для обороны Сибирского царства от всяких иноземцев» и уже во вторую очередь - в поставке оружия в Москву и другие «понизовые и верховые» города (очевидно, в Центральной России). Также предписывалось начать изготовление различных сортов железа для пополнения казны за счет продажи его в различных городах и на соляных промыслах Приуралья.

В 1703-1704 гг. были построены еще два казенных завода - Уктусский и Алапаевский.

Уктусский завод - первый завод в черте современного Екатеринбурга. Основан в 1702 году по инициативе начальника Сибирского приказа думного дьяка А. А. Виниуса на небольшой речке Уктуске (правый приток Исети) рядом с селом Нижний Уктус Арамильской слободы. Строительство велось два года, завод начал работать в 1704 году. По началу выпускал чугун, железо, а также гвозди, котлы, якоря, бомбы, гранаты, ядра, картечь. С 1713 года было запущено медеплавильное производство. Заводские изделия, в основном, отправлялись в Москву и Тобольск.

Алапаевский казенный завод

В 1696 году в окрестностях Алапаихи, на реке Нейве, была обнаружена железная руда. По указу Петра 1, в 1702 году началось строительство Алапаевского железоделательного завода. На восточном склоне Уральского хребта, на речке Алапаихе, в 0,5 версты от впадения ее в реку Нейву, 142 верстах от Верхотурья. Строительство завода было поручено стольнику и верхотурскому воеводе Алексею Калетену. Для строительства привлекались крестьяне Невьянской, Ирбицкой, Камышловской, Красноярской, Пышминской, Арамашевской, Ницинской, Белослюцкой слобод. Первую продукцию Алапаевский завод выдал в 1704 году. Удачное месторасположения завода (плотно заселенный район, хорошая топливная база: обширные хвойные леса, бурый железняк, который содержал от 50 до 65% железа) предполагало очень высокую производительность.

На заводе в 1704-1713 годах часть железа производилась крестьянами на ручных домницах, а в 1715-1717 - железо приобреталось на небольших заводах, например на Шувакишском или у частных лиц. Это было кричное железо, используемое большей частью на производство уклада для заводских нужд. Крицы поступали на завод либо в виде уплаты подати, либо скупались по фиксированной цене. Выработка ручных домниц была нестабильной, например, в 1707, 1711-1712, 1714 годах кричного железа на Уктусский завод вообще не поступало, в другие годы количество доставленного железа колебалось от 256 кг в 1710 году до 3,2 т в 1705. Самая крупная партия кричного железа в 7,9 т была принята в 1717 году у писчика Арамильской слободы А. Гобова. Всего за 1704-1717 годы на Уктусский завод поступило более 20,5 т кричного железа, 12 т из которого были выплавлены в ручных домницах в 1704-1713 годах.

В 1723 году на Алапаевский завод прибыл новый начальник Уральских казенных заводов, Вильгельм де Геннин.

Основным видом производства на Алапаевском заводе становиться выплавка чугуна, а для перековки всего полученного чугуна в железо не хватало производительных мощностей. Построить более мощные производственные мощности тоже не представлялось возможным из-за маловодия заводского пруда. В связи с этим обстоятельством было решено построить дополнительные передельный завод. В 10 верстах был построен Синячихинский железоделательный завод.

Индустриальный комплекс Урала – один из самых мощных в стране. Это старопромышленный район, отличающийся высоким уровнем комплексного развития, исторически сложившейся, устойчивой производственной структурой.

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно – бумажная промышленность . Важное значение имеет также производство строительных материалов (цемента, строительного кирпича и др.) . Урал производит от 20 до 40 % общероссийского выпуска металлорежущих станков, экскаваторов, нефтеаппаратуры, химического оборудования и машин для сельского хозяйства, свыше 35 % чугуна, около 15 % деловой древесины и пиломатериалов, почти 20 % бумаги. Топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая и легкая промышленность, а также сельского хозяйство дополняет хозяйственный комплекс Урала. Существенное влияние на формирование хозяйства Уральского экономического района оказывает его чрезвычайно выгодное экономико – географического положение. Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда – относительная близость к разнообразным минерально – сырьевым и топливно – энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западной, так и в восточных районах страны. Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико – географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

Начало экономическому процветанию Урала было положено еще в 1721 году по указу императора Петра I. Именно он одобрил инициативу В.Н. Татищева, и на берегах реки Исеть заложили крупнейший в России железоделательный завод и крепость. С этих пор значимость Урала для России только возрастала.

В конце XVII - начале XVIII вв. началось строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов. В то время Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Но постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это обусловливалось пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, конкуренцией южной металлургии. По мере того, как вырубались леса, все большее количество уральских заводов закрывалось. Царское правительство во время Первой мировой войны делало попытку возродить уральскую металлургию, но успеха не добилось.

Помимо черной металлургии в промышленности дореволюционного Урала имели некоторое значение выплавка меди, платины и добыча золота. Машиностроение было развито слабо. Преобладало производство простейших машин и оборудования: плугов в Челябинске, инструмента в Златоусте, различных металлических изделий на Кусинском, Нязепетровском и других заводах. Наиболее крупными из машиностроительных заводов были Мотвилихинский, Боткинский, Усть-Катавский.

В 1930-е годы на Урале началось создание крупной уральской металлургии, развитие машиностроения, химической, бумажной и лесной промышленности. Большие работы были осуществлены по созданию топливно-энергетической базы. Для снабжения электроэнергией промышленности Урала осуществлялось строительство на базе местного топлива Челябинской, Егоршинской, Кизеловской и других электростанций, а позднее Белоярской АЭС, Рефтинской, Пермской, Ириклинской ГРЭС и др.

На Урале были построены крупнейшие металлургические предприятия, такие как: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинские металлургический и электрометаллургический и заводы и многие другие. Коренной реконструкции подверглись Чусовской, Серовский, Златоустовский и ряд других заводов, которые стали ведущими предприятиями страны по выплавке качественных сталей для нужд авиационной, автотракторной и инструментальной промышленности. Была создана крупная машиностроительная база. Значительно выросло производство химических продуктов, в частности серной кислоты, калийных удобрений и т. д. Большое развитие получила лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. Стали развиваться отрасли легкой и пищевой промышленности.

Отрасли рыночной специализации промышленности. Ведущей отраслью рыночной специализации Урала является черная металлургия. Урал - основная металлургическая база России. Более 80% металла производят заводы и комбинаты - Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский и Орско-Халиловский. Из старых реконструированных заводов наиболее значительны Златоустовский, Верх-Исетский, Лысьвенский, Чусовской, Белоярский заводы. Заводы полного цикла работают частично на местных железных рудах, рудах КМА и соседнего Казахстана и на привозных коксующихся углях из Кузбасса.

На металлургических заводах в доменном и сталелитейном производстве как топливо широко используются природный и коксовый газы. Наличие в железных рудах Урала легирующих добавок позволяет выплавлять металл высокого качества. Кроме черных металлов в районе выплавляются и некоторые легирующие металлы - ванадий, титан, никель. В Челябинске, Серове и на Чусовском заводе производятся ферросплавы. Отходы черной металлургии используются для производства строительных материалов и продукции химической промышленности. Металлургические шлаки используются как удобрение и как строительные материалы.

Общероссийское значение имеет цветная металлургия. К старым отраслям цветной металлургии относится медеплавильная промышленность. По выплавке меди району принадлежит одно из ведущих мест в стране. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточным склонам Уральских гор. Многие заводы построены до революции и в советский период были коренным образом реконструированы. Крупнейшие из них: Кыштымский медеэлектролитный завод, Карабашский медеэлектролитный комбинат в Челябинской области и Кировоградский медеплавильный завод в Свердловской области. Были созданы новые предприятия - Медногорский (Оренбургская область) и Красноуральский комбинаты и Сред-неуральский завод (Свердловская область). На базе Гайского месторождения медных руд работает крупный Гайский горно-обогатительный комбинат. Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. В Верхней Пышме вблизи Екатеринбурга работает крупный завод по выпуску рафинированной меди. Медная промышленность Урала, как правило, связана с химической промышленностью, производящей серную кислоту и суперфосфат.

Ведущее место занимает Урал в производстве глинозема и алюминия. Основные центры алюминиевой промышленности - Каменск-Уральский и Краснотурьинск (Свердловская область). Значительное количество глинозема Урал поставляет в другие районы страны. С алюминиевой промышленностью связано криолитовое производство, представленное Кувандыкским (Оренбургская область) и Полевским (Свердловская область) заводами.

Никелевая промышленность представлена Южноуральским комбинатом в Орске (Оренбургская область) и Уфалейским заводом (Челябинская область). Производство магния развито в Соликамске и Березниках (Пермская область). Обработка цветных металлов, изготовление из них фольги, труб, литья производятся в Орске, Каменск-Уральском, Михайловске (Свердловская область).

Отраслями рыночной специализации Урала являются также машиностроение и металлообработка. Среди них такие гиганты, как Уральский завод тяжелого машиностроения в Екатеринбурге (Уралмаш), Челябинский тракторный завод. Екатеринбургский электроаппаратный завод, Челябинский абразивный завод и ряд других. Реконструированы также старые заводы, в том числе Златоустовский инструментальный. Челябинский завод сельскохозяйственного машиностроения, Миасский завод и др.

Характерным для внутрирайонного размещения уральской машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности является образование четырех крупнейших центров: центр тяжелого машиностроения и электромашиностроения в Екатеринбурге; центр тяжелого машиностроения в Нижнем Тагиле, центр тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения в Челябинске; центр разнообразного машиностроения и судостроения в Перми. В этих центрах сосредоточено свыше 70% мощностей всего уральского машиностроения. Свердловская область занимает ведущее место по развитию на Урале этой отрасли промышленности.

Большое развитие получило машиностроение Урала в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Оно поднялось на высокий уровень по структуре и по специализации, стало более квалифицированным. Возникли новые отрасли промышленности: автомобилестроение, моторостроение, производство шарикоподшипников, ряд отраслей электромашиностроения, энергетическое машиностроение и станкостроение. Значительно расширена инструментальная промышленность.

В настоящее время ведущими отраслями являются тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Уральские заводы выпускают оборудование для металлургической и горнорудной промышленности, турбины, генераторы, железнодорожные вагоны, автомобили, трамваи, мотоциклы, автобусы, речные суда и т. д. Крупными центрами машиностроения стали Оренбург, Орск, Ижевск и Курган.

Важная отрасль рыночной специализации - химическая промышленность. Ее главная продукция - минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Особенно выделяется калийная промышленность, представленная крупнейшими калийными комбинатами в Соликамске и Березниках. Центрами химической промышленности стали также города, в которых развита металлургическая промышленность. Здесь на отходах черной и цветной металлургии основано производство серной кислоты.

Нефтедобыча ведется в Башкортостане (Ишимбай и др.), Пермской и Оренбургской областях, нефтеперерабатывающая промышленность развита в Уфе, Стерлитамаке, Орске, Перми и Краснокамске. Создан новый крупный район по добыче и переработке газа в Оренбургской области.

К отраслям рыночной специализации относится также лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность . Основные лесные богатства района находятся на севере, в пределах Пермской и Свердловской областей. Главные центры лесопиления - Ивдель, Пермь, Екатеринбург. Получила развитие лесохимическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Гидролизные заводы выпускают кормовые дрожжи, этиловый спирт, углекислоту. Лесохимические предприятия имеются в Косьве, Лобве, Ивделе. Целлюлозно-бумажная промышленность развита в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске и др. Крупнейшие лесокомбинаты Урала: Тавдинский, Алапаевский, Нейво-Рудянский и Верхотурский. Создано производство древесноволокнистых и древесностружечных плит.

В межрайонном разделении общественного труда Урал выделяется также развитой промышленностью строительных материалов, которая работает на местном нерудном сырье. Цементные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Невьянске, Катав-Ивановске, Новотроицке, Еманжелинске и др. Урал - основной производитель асбеста и изделий из него, а также огнеупорного кирпича, облицовочных и других материалов. В Свердловской области введена в эксплуатацию крупнейшая горно-обогатительная фабрика по производству асбеста и осуществлено строительство Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината в Оренбургской области.

Отрасли, дополняющие территориальный комплекс. Из отраслей, дополняющих территориально-производственный комплекс Урала, следует назвать угольную и торфяную промышленность. Добываемые уголь и торф не покрывают потребностей района. Урал является крупным потребителем западно-сибирского газа и кузнецкого угля.

Большое внимание на Урале уделяется развитию легкой и пищевой промышленности, которая в сравнении с тяжелой промышленностью развита пока недостаточно. В район ввозится много товаров широкого потребления и продуктов питания из других районов страны.

Для Уральской экономики характерной чертой является слабое развитие отраслей промышленности, работающих на потребителя, т. е. легкой и пищевой. Слабо развита и инфраструктура, особенно социальная. Поэтому основной проблемой реформирования экономики Урала являются структурная перестройка, социологизация, что так важно в условиях становления и развития рыночных отношений.

На Урале в условиях тоталитарного режима сложился мощный военно-промышленный комплекс, который в настоящее время испытывает особенно большие трудности в связи с проводимой конверсией.

Вся современная экономика Урала испытывает глубокий кризис, резкий спад производства, особенно черная металлургия и машиностроение. Необходимы действенные меры по возрождению экономики Урала, реконструкции промышленных предприятий, что трудно решить без притока инвестиций, в том числе и зарубежных.

Сложной проблемой является для Урала и экологическая проблема, особенно в Челябинской области, где проводились ядерные испытания и захоронения ядерных отходов.

На Урале сформировался и продолжает развиваться Оренбургский газопромышленный комплекс. Развитию Оренбургского газопромышленного комплекса способствовало его выгодное географическое положение на транспортных путях, связывающих центральные и восточные районы, а также наличие местных природных ресурсов - газового конденсата, железных и медных руд, углей. Вблизи комплекса выделяется по своему качеству Гайское месторождение медных руд. В соседнем Орско-Халиловском промышленном районе сосредоточена крупная горнодобывающая промышленность, представленная горно-обогатительным комбинатом, нефтеперерабатывающая, черная и цветная металлургия, а также здесь имеются предприятия тяжелого машиностроения, станкостроения, электротехнического машиностроения, химической промышленности, получила развитие легкая и пищевая промышленность. Одновременно с ростом ведущих отраслей тяжелой промышленности росла и строительная индустрия. Район имеет мощную базу промышленности строительных материалов.

Оренбургское газоконденсатное месторождение считается самым крупным в европейской части России. Оренбургский газ содержит конденсат и серу. Состав газа представлен тяжелыми углеводородами. Помимо метана в нем имеется этан, пропан, бутан, а также другие углеводороды и сероводород, газовая сера, гелий, азот. Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200-1800 м. Газовый конденсат высокого качества, содержит нафтеновые и ароматические углеводороды и насыщен сернистыми соединениями.

Состав газа и конденсата требует комплексной переработки, отделения газа от сероводорода, извлечения углеводородов, получения в промышленных масштабах метана и серы. Уже в настоящее время здесь добывается 30 млрд. м 3 газа, а в перспективе его добыча возрастет до 45 млрд. м 3 в год. Главными потребителями оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам:

Оренбург - Самара, Оренбург - Заинек, Оренбург - Стерлитамак, Оренбург - Новопсковск. Построен газопровод от Оренбурга к западной границе, и оренбургский газ поступает в европейские страны.

В Оренбурге размещается крупное производство тяжелого органического синтеза; создана мощная углеводородная сырьевая база для получения синтетического каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений; налажено производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки; построен газоперерабатывающий завод.

Оренбургский газ дает возможность для создания в районе мощной энергетической базы. Газ используется на Ириклинской и Оренбургской ГРЭС. На территории комплекса открыт ряд нефтяных месторождений, что позволит в перспективе создать здесь нефтяную промышленность.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство Урала специализируется на производстве продуктов животноводства, зерна и картофеля. На северо-западе района, в Пермской области и Удмуртии преобладают посевы ржи, кормовых культур, льна и картофеля; животноводство имеет молочно-мясное направление. В Свердловской области сельское хозяйство имеет пригородный характер и специализируется на молочном животноводстве, производстве овощей и картофеля. Наиболее развиты в сельскохозяйственном отношении южные районы Урала. Главной сельскохозяйственной культурой в Челябинской, Оренбургской, Курганской областях и в Башкортостане является яровая пшеница, а животноводство имеет мясомолочную и овцеводческую специализацию. Эти регионы дают 90% всего производства товарного зерна Уральского района. Значительное место в южной части Урала занимают посевы проса, кукурузы на силос, ячменя и овощебахчевых культур.

Среди пород крупного рогатого скота преобладают высокопродуктивные курганская и тагильская. По надоям молока Урал выделяется среди восточных районов страны. В пригородных зонах на базе пищевых отходов развито свиноводство. На юге разводят тонкорунных и полутонкорунных овец. Урал, особенно Оренбургская область, славится высококачественной козьей шерстью. Здесь сложился центр пухового козоводства и производства знаменитых оренбургских пуховых платков.

Транспорт и экономические связи . Важнейшая роль среди видов транспорта Урала принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга, Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывающих на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное - Орск; параллельно ей идет дорога Серов - Челябинск. На Западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск - Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель - Обь.

Получил развитие трубопроводный транспорт. Через территорию Урала проходят основные магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в европейские регионы России и страны Восточной и Западной Европы.

Немалую роль играет и автомобильный транспорт, особенно для внутренних перевозок. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Подверглись реконструкции Челябинский тракт, соединяющий Екатеринбург с Орском, а также Верхнетурский и Соликамский тракты.

Получил развитие авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.

Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления. Он вывозит топливо, особенно газ, цветные и черные металлы, стальные трубы, разнообразную продукцию машиностроения, нефтепродукты, минеральные удобрения, бумагу, пиломатериалы, строительные материалы. Вывозятся грузы в основном в европейскую часть России. Ввозит Уральский район уголь, железную руду, хлеб, продукцию легкой и пищевой промышленности.

Территориальная организация хозяйства

Наиболее развитой промышленной республикой на Урале является Башкортостан. Главные отрасли промышленности Башкортостана - нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение (станкостроение, электротехника), химическая промышленность, производство синтетического каучука, пластических масс, смолы, минеральных удобрений, ядохимикатов и т. д. Выделяется республика своей черной и цветной металлургией. Важнейшими направлениями сельского хозяйства являются производство зерна, сахарной свеклы, картофеля и разведение молочного и мясного скота.

Столица республики Уфа - крупный промышленный и культурный центр. Здесь развиты нефтеперерабатывающая промышленность, производство резиновых изделий, искусственного волокна, синтетического спирта. Машиностроительные заводы производят оборудование для нефтяной промышленности, моторы для легковых машин, кабель, пишущие машинки и т. д. Развиты в городе легкая и пищевая отрасли промышленности. Уфа - важный центр науки и культуры.

Удмуртская Республика специализируется на нефтяной промышленности, добыче газа, машиностроении и металлообработке, качественной металлургии и лесной промышленности. Большое развитие получила легкая и пищевая промышленность (мясомолочное, льняное и кожевенно-обувное производство). Уделяется внимание развитию сложного и квалифицированного машиностроения и отраслям сферы услуг.

Сельское хозяйство Удмуртии специализируется на производстве зерновых (рожь, овес, пшеница) и технических культур (лен). Развиты также картофелеводство и животноводство мясомолочного направления.

Столица Удмуртии Ижевск - важнейший промышленный центр республики, специализирующийся на производстве высококачественного металла, сложном высококвалифицированном машиностроении, металлообрабатывающей промышленности. Здесь построен автомобильный завод, выпускающий малолитражные автомобили.

Свердловская область экономически наиболее развитая среди областей Урала. Рыночная специализация ее - черная и цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая промышленность и химия. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, выращивании яровой пшеницы, ржи, овощей, картофеля. Однако оно не удовлетворяет потребности населения продуктами питания.

Крупнейшим промышленным центром области является Екатеринбург. В городе сложился промышленный комплекс, в его составе металлоемкое машиностроение, приборостроение, металлообработка, цветная металлургия и химия. Получила развитие и легкая промышленность. В городе находится крупный камвольный комбинат. Крупнейшим же промышленным предприятием является «Уралмаш», производящий оборудование для металлургической промышленности, шагающие экскаваторы, мостовые конструкции и т. д.

Крупным промышленным центром области является Нижний Тагил с развитой черной металлургией, тяжелым машиностроением, химической промышленностью. Центром черной и цветной металлургии, энергетического машиностроения является Каменск-Уральский. На территории области много других промышленных городов, имеющих определенную специализацию, это - Первоуральск, Асбест, Ревда, Красноуральск, Краснотурьинск, Серов и др.

Значительную долю промышленной и сельскохозяйственной продукции Урала дает Челябинская область. Промышленность области специализируется на производстве черных и цветных (медная и цинковая) металлов, труб, производстве продукции машиностроения (тракторов, автомобилей, станков, горной техники, дорожных машин и т. д.). Развито производство строительных материалов. Сельское хозяйство специализируется на производстве зерновых культур - пшеницы, ячменя, проса, животноводстве молочного направления и овцеводстве. В области два крупных промышленных центра - Челябинск и Магнитогорск. Отрасли специализации Челябинска - черная металлургия, машиностроение (производство тракторов, дорожных машин и т. д.). Вблизи г. Челябинска размещаются города угледобычи - Копейск, Коркино, Еманжелинск и центры цветной металлургии - Кыштым, Карабаш, Верхний Уфалей. Магнитогорск известен самым крупным в России металлургическим комбинатом и обслуживающими его предприятиями. Центром качественной металлургии является Златоуст, автомобилестроения - Миасс.

Пермская область несколько уступает Свердловской и Челябинской по объему промышленного производства, и структура промышленности здесь другая. Ведущее место занимают деревообрабатывающая промышленность и производство минеральных удобрений. Получила развитие нефтяная и нефтехимическая промышленность. Машиностроение Пермской области специализируется на производстве турбобуров, трубоукладчиков, рудничных электровозов, подъемных машин, мотоциклов, легковых автомобилей и т. д.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании серых хлебов - ржи, овса, ячменя, а также льна, картофеля. Животноводство имеет молочно-мясное направление. Крупные промышленные центры области: Пермь - деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая промышленность, машиностроение и переработка нефти; Березняки и Соликамск - центры производства минеральных удобрений; Кизел - центр добычи угля; Краснокамск - центр целлюлозно-бумажной промышленности и нефтепереработки; Чусовой и Лысьва - центры металлургии.

В составе Пермской области выделен Коми-Пермяцкий автономный округ с центром Кудымкар. В округе ведущее место занимают деревообрабатывающая промышленность и лесохимия. Развит пушной промысел, а также сельское хозяйство - возделываются зерновые, лен. Животноводство имеет молочно-мясное направление.

В Оренбургской области сложился крупнейший газопромышленный комплекс. Ведутся добыча газа и его переработка. Получила развитие и добыча нефти. Общероссийское значение имеют также черная и цветная металлургия, машиностроение, производящее оборудование для горной, металлургической, химической промышленности. Область занимает ведущее место на Урале по уровню развития отраслей пищевой промышленности - мясной, маслобойной, мукомольно-крупяной.

Оренбургская область - основная житница Урала. Она занимает ведущее место в районе и по поголовью крупного рогатого скота, овец и коз. Крупный промышленный центр Оренбург выделяется машиностроением, металлообработкой, легкой (шелковой и пуховязальной) и пищевой промышленностью. В области, так же как и в других областях Урала, имеются города с выраженной специализацией: Орск, Медногорск, Новотроицк, Гай, Халилово имеют развитую черную и цветную металлургию, тяжелое машиностроение. Киембаево выделяется производством изделий из асбеста. В Соль-Илецке добывается и обрабатывается соль.

Курганская область уступает другим областям Урала в экономическом развитии. Но и здесь сложился хозяйственный комплекс с развитым машиностроением, металлообработкой, химической и пищевой промышленностью. Сельское хозяйство имеет ярко выраженное зерново-животноводческое направление. Выращивается яровая пшеница, разводится крупный рогатый скот молочно-мясного направления. Развито и овцеводство. Крупный промышленный центр - Курган. Он выделяется производством сельскохозяйственных машин, автобусов, станков для деревообрабатывающей промышленности, предприятиями пищевой промышленности. Второй крупный город - Шадринск, где размещаются заводы: автоагрегатный, полиграфического оборудования, легкой и пищевой промышленности.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые "чудские копи". Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода. Коренное население Урала до прихода русских - башкиры, сибирские татары, манси, жили преимущественно вдоль рек. Занимались, в основном, охотой, рыболовством, бортничеством, реже земледелием и скотоводством.

Ермак разбил войска сибирского хана Кучума и присоединил Сибирь к русским владениям. С этого момента началось переселение русских на Урал и в Зауралье. Освоение территории сопровождалось строительством городов и укрепленных городков. Они становились центрами сбора дани с местного населения. Увеличение грузообмена центральной части с Уралом и Сибирью поставило задачу строительства короткого пути. Через леса и болота была проложена дорога, сократившая путь более чем на 1000 верст. Постепенно в начале XVII века строились города, образовывались поселения по берегам рек, развивались кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, ткаческое. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, лен. Легкодоступные залежи бурого железняка позволили с середины XVII века строить на Урале железоделательные заводы. Железо на них плавилось непосредственно из руды сыродутым методом (в горнах) с применением ручных мехов.

Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 года. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых, которым был передан казенный Невьянский завод. Подавляющее большинство заводов того времени размещались на реках: Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве. По судоходной Чусовой грузы транспортировались в центральную часть России.

К середине XVIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67% выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. Качество уральского железа высоко ценилось во всем мире. В середине XVIII века были построены еще 24 завода, которые еще более упрочили статус Урала как опорного края державы. Развивалась медеплавильная промышленность, началась добыча золота. (в 1753 г. был построен Березовский золотопромышленный завод; в 1763 - Пышминский золотопромывальный завод). К концу XVIII века Средний Урал прочно занимал ведущее место в экономике России. Не было по тем временам территории, хоть в чем либо равной Уралу по значимости в жизни страны. Производя 81% российского железа, 95% меди, он был единственным районом по добыче золота.

Появились механические фабрики по производству паровых котлов и паровых машин. Ярко расцветал талант механиков Черепановых, демидовских крестьян, имевших отечественное и заграничное образование. Они создали первый русский паровоз. Велик вклад в развитие металлургии И.Ф.Макарова, который разработал печь для получения "мягкого железа". Невозможно переоценить вклад И.И. Ползунова- изобретателя первого в мире поршневого двигателя.

Вторая половина XIX века ознаменовалась введением в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов Южного горнопромышленного района России, оттеснившего Урал на второй план. Конкуренция с южными районами заставила уральских горнозаводчиков обновлять оборудование, вводить новые технологии, осуществлять концентрацию производства. Строились новые медеплавильные заводы, росла добыча золота - Урал давал шестую часть золота страны. Сельское хозяйство имело зерновую специализацию. Преобладали серые хлеба.

На рубеже XIX- XX веков территория Урала включала Вятскую, Оренбургскую, Пермскую и Уфимскую губернии. Их территория составляла 3,3% от общероссийской. Урал был поделен на 6 горных округов во главе с горными инженерами. Население в 1897 г. было свыше 9,9 млн. чел. и составляло 7,5% от общей численности страны. Общее количество городов на Урале 39, самый крупный - Оренбург.

Новый толчок в развитии промышленности Урала начался в XX веке , а затем в годы первых пятилеток. Модернизировались старые, возникали новые отрасли промышленности. Заново создавались машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Претерпела качественные изменения черная металлургия. Цветная металлургия расширила свои мощности и номенклатуру изделий в том числе за счет выпуска никеля и алюминия.

Концентрация производства значительно увеличилась в годы Великой Отечественной войны за счет предприятий, эвакуированных из различных западных и южных районов страны. Нельзя назвать иначе, чем героизм труд рабочих, подростков, женщин, преодолевших тяготы, голод, лишения военных лет, сделавших невозможное для достижения победы на фронте.

По современному территориально-промышленному делению в Уральский экономический регион входят несколько областей (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская) и республик (Башкирия, Удмуртия). А самая последняя политическая реформа 2000 года - создание федеральных округов - объединила в Уральском федеральном округе 4 области (Курганскую, Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую) и два автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало - Ненецкий).

Особо нужно сказать о природных ресурсах уральского края, его "подземные кладовые" поистине уникальны. До сих пор богат растительный и животный мир, сильно пострадавший в процессе индустриального развития Урала. Но главное богатство уральского края - его люди. Смекалистые и трудолюбивые, они колоссальными усилиями сумели превратить его в крупнейший экономический район России, в "опорный край державы", где неоднократно ковалась ее судьба.

Южный Урал издревле привлекал людей благоприятными для обитания условиями. Свидетельство тому - открытые археологами многочисленные стоянки человека каменного века, селения бронзового и железного веков, палеолитическая картинная галерея в Игнатиевской пещере (подобных в Евразии менее десяти) и другие следы первобытного искусства. Мировой сенсацией нынешнего века стало открытие на территории области "Страны городов" - около 20 памятников протогородской цивилизации, являющихся остатками одной из древнейших цивилизаций на планете (XVII-XVI века до н.э.). Один из подобных "городов", ровесник египетских пирамид - Аркаим - стал музеем-заповедником.

В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Административное формирование территории области началось в XVIII веке и явилось продолжением политики Петра I по развитию производительных сил России и расширению ее границ, что нашло отражение в деятельности Оренбургской экспедиции. Экспедиция в военно-торговых целях основала ряд крепостей, среди них - Верхне-Яицкая (1735), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736). 13 августа 1737 года по представлению В.Н.Татищева была образована Исетская провинция (на современной карте - северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 года центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 года была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.

Во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала. Закладываются горные заводы - будущие города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773).

После упразднения в 1782 году Исетской провинции часть ее территории вошла в состав Оренбургской, часть - Уфимской губернии. Первыми городами на территории нынешней области стали Челябинск, Верхнеуральск (1781) и Троицк (1784).

В начале XIX века основная часть территории, ныне занимаемая областью, входила в Оренбургскую губернию. В середине XIX века в связи с созданием "новой линии" крепостей активно осваиваются оренбургским казачеством степные районы Южного Урала. Возникающим здесь населенным пунктам даются наименования, связанные с местами сражений и побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и другие.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния в составе Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. В соответствии с постановлением ВЦИК 3 ноября 1923 года была создана Уральская область с центром в Екатеринбурге в составе 15 округов, среди которых были Челябинский, Златоустовский, Верхнеуральский и Троицкий.

17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов.

После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Освоение Урала начали в конце 11-го столетия жители Новгорода. Контроль и управление регионом перешел к Москве в 14-м веке, когда Москва стала центром Руси. Наиболее значимый этап начального развития региона приходится на 17-й век, когда русские поселенцы начали массовое продвижение на восток и достигли даже Аляски.

В 1598 году первые поселенцы основали город Верхотурье, который ныне находится в Свердловской области. Верхотурье стал первой столицей Урала в силу своего стратегического местоположения на важном перекрестке торговых путей. Город оставался административным и духовным центром территорий к востоку от Уральских гор в течение почти двух столетий. В годы своей юности послушником одного из монастырей Верхотурья был Григорий Распутин. Город и сегодня имеет особое религиозное значение для Русской Православной Церкви - в нем находится Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в 1703 году. Храм вмещает от 8 до 9 тысяч человек и является одним из трех кафедральный соборов России наряду с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге и Храмом Христа Спасителя, ныне восстанавливаемым в Москве.

В 1631 г. на торговом пути из России в Сибирь была основана Ирбитская Слобода (ныне город Ирбит). Ирбитская Слобода выросла в ведущий торговый центр, и в течение 300 лет - с 1643 по 1929 год по всей России расходились товары, которыми торговали на знаменитой зимней ярмарке в Ирбите.

В 18 и 19-м веках отмечается процесс быстрой индустриализации Урала. Это стало возможным благодаря усилиям Петра Великого, который понимал значение Урала для быстрого промышленного развития страны. В последующем Урал сыграл значительную роль в развитии военной мощи России. В 1701 году на Урале были заложены первые ка-зенные заводы, которые отливали ядра и пушки из железной руды, добывавшейся на месте. Через какие-то двадцать лет на Урале уже действовало примерно 30 металлургических заводов. 18 ноября 1723 года считается днем основания Екатеринбурга. Именно в этот день был пущен завод на реке Исеть, которые по тем временам считался одним из наиболее современных металлургических предприятий в Европе.

Промышленная революция принесла с собой много технических инноваций, одной из которых является паровой двигатель Ползунова, созданный им в 1766 году. Развитие техники способствовало интенсификации поиска и разведки полезных ископаемых и драгоценных металлов, что в свою очередь вело к повышению качества изделий, которые вы-пускались на территории нынешней Свердловской области, и повышению экономической и стратегической значимости региона в экономике России. Так в конце 18-го века 80% всех российских медных денег чеканилось в Екатеринбурге.

После Октябрьской революции 1917 года Екатеринбург был последним местом пребывания российского царя Николая II, который вместе с женой, пятью детьми и слугами был расстрелян большевиками в доме, который стоял в самом центре города.

Экономика Уральского региона серьезно пострадала от революции. Только в период между 1920 и 1930 годом Урал смог вновь занять свое место ведущего промышленного района России путем укрепления горнодобывающей промышленности, создания новых производственных мощностей, развития энергетики и массового городского строительства.

В годы второй мировой войны промышленный потенциал Урала сыграл неоценимую роль в судьбе всей страны. В те годы свыше 700 различных предприятий были эвакуированы на Урал, отчасти и благодаря центральному положению региона в России и его расположению к востоку от Уральских гор, что представляло собой естественную защиту в военных условиях.

Именно тогда были открыты новые стратегические запасы полезных ископаемых, быстрыми темпами осуществлялась их разработка, что способствовало появлению некоторых из ведущих промышленных комплексов на Урале. Параллельно в регионе развивалась научно-академическая база. Урал быстро стал одним из ведущих научно-исследовательских центров страны со своим региональным отделением Академии Наук СССР и 46 высшими учебными заведениями, которые были также эвакуированы в Свердловск. Уральское Отделение Российской Академии Наук и сегодня находится в Екатеринбурге.

В послевоенные годы Свердловская область продолжала играть ключевую роль в развитии национальной экономики и военного потенциала страны. Будучи одним из наиболее важных промышленных и оборонных центров Советского Союза, Свердловская область оставалась закрытой для иностранцев вплоть до 1991 года. Сегодня на территории области лишь четыре "закрытых зоны", в которых расположены объекты ядерной энергетики и военные производства. Эти районы по-прежнему недоступны для иностранцев, а также российских граждан, не имеющих соответствующего разрешения.

Сегодня значение Свердловской области для экономики России трудно переоценить. Она к тому же рассматривается также как "испытательный полигон" российских полити-ков. Из Свердловской области вышли два крупных российских политика: Борис Ельцин - первый президент Российской Федерации и Николай Рыжков - последний председатель Совета Министров Советского Союза.

Введение

Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые "чудские копи". Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода.

Возникновение первых домниц Урала относится к XVII веку. Сведения об общей истории индустриального развития уральской промышленности собраны и представлены в разнообразных старинных источниках, например, в "Писцовых книгах", правительственных донесениях того времени, мемуарах и легендах. Именно эти материалы свидетельствуют о том, что в начале XVII века заселен был лишь Северный Урал: Соликамский, Чердынский, Верхотурский уезды, а Средний и Южный Урал стал заселяться значительно позднее. Будущие заводы возникали из слобод и острогов (деревянных укреплений), становясь со временем уездными городами.

Различные аспекты истории горнозаводской промышленности Урала XYIII в. - главного явления экономической жизни края, уже давно и плодотворно разрабатываются российскими исследователями.

Развитие промышленности Урала в первой половине XVIII века

Исследователи, изучающие историю экономики России, обычно высоко оценивают состояние Уральской промышленности XVIII века, в частности металлургии. При этом не всегда подчеркивается, что даже в конце XVII века картина была совсем другой. На Урале имелось тогда несколько "заводов", где железо плавилось прямо из руды в горнах и домницах сыродутным способом. Эти плавильни были малопродуктивными и недолговечными.

Первую четверть XVIII века называют эпохой преобразований Петра I. Его новаторская деятельность положительно сказалась на развитии горнозаводской промышленности на Урале. В это время Урал стал важным центром развивающегося в стране горного дела и металлургии. Залежи железа и меди в этом регионе были несравненно богаче и качественнее, чем в центре страны. Вскоре промышленное производство почти полностью переместилось на Урал, чему способствовали лесные и рудные богатства, а также наличие дешёвой рабочей силы. Развитие внутреннего рынка и Северная война требовали много металла, поэтому нужно было спешить с созданием новых металлургических заводов.

Присланные в Москву в 1696 году верхотурским воеводой образцы железной руды с реки Нейвы были опробованы тульским оружейным мастером Никитой Демидовичем Антуфьевым. После этого в 1699 году было начато строительство казённого Невьянского чугунно-плавильного и железоделательного завода. Из первого же полученного железа Антуфьев сделал несколько превосходных ружей, представил их царю и просил передать Невьянский завод в его ведение. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова, с той поры Н.Д. Антуфьев и его потомки получили фамилию Демидовых. Затем стали основываться и другие доменные заводы.

горная промышленность урал казенный завод

Однако, долгое время государство плелось в хвосте блестящих успехов Никиты и Акинфия Демидовых. Казенные железоделательные заводы Алапаевский, Уктусский и Каменский работали плохо. В 1722 г. власти даже хотели сдать последний в аренду частным лицам - вот до какой степени он был в упадке. Чтобы разобраться с ситуацией на казенных предприятиях, Петр I в 1720 г. отправил на Урал капитана артиллерии Василия Татищева, историка и будущего преемника Кирилова в Башкирии. Но Татищев только поссорился с Демидовыми. Впрочем, основной задачей его миссии была организация выплавки меди на казенных землях, однако Татищев ограничился разработкой достаточно сложного, но так и нереализованного проекта передачи в аренду частной компании залежей меди у границ с Башкирией.

При Татищеве были построены многие казённые уральские заводы: Верхне-Уктусский - Елизаветинский (1722 - 1726), Егошихинский (1723), Екатеринбургский-Исетский (1723), Лялинский (1723), Полевской (1722 - 1725), Северский (1734), Висимский (1735), Мотовилихинский (1736) и др. При заводах возникали населённые пункты, послужившие основой уральских городов.

Наиболее значительна роль Татищева в строительстве Екатеринбургско-Исетского железоделательного и Егошихинского медеплавильного заводов, что позволяет считать В.Н. Татищева одним из основателей Екатеринбурга и Перми, крупнейших областных центров Урала. Он является также основателем Оренбурга и Челябинска.

Первые металлургические заводы появились на восточном склоне Среднего Урала, который можно назвать колыбелью металлургической промышленности Урала. Подавляющее большинство заводов того времени размещались на реках: Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве.

Уже в тридцатые годы XYIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим районом страны. На западном склоне Урала стали образовываться медеплавильные заводы. С пятидесятых годов XYIII века горнозаводская промышленность появилась и на Южном Урале. Заводы строились в лесистых районах, на небольших речках недалеко от месторождений руд.