Система образования в странах снг. Проблемы образования в странах снг Проблемы образования: культурные тенденции

Образование в странах мира отличается многими факторами: педагогической системой, формой образовательного процесса, средствами, которые люди вкладывают в обучение. зависит от общего уровня развития государства. В разных государствах функционирует собственная образовательная система.

Когда речь заходит о поступлении за границу, то на ум приходят много различных стран и университетов. Уровень качества образования зависит от многих вещей, начиная от финансирования, заканчивая структурой обучения.

Интересно заметить, как выбор сделали сами студенты. Было подсчитано, насколько зарубежные страны популярны у иностранцев. Германия и Англия занимают лидирующие позиции, в то время как Польша замыкает рейтинг.

Карлов Университет в Праге – самое престижное высшее учебное заведение в Чехии, старейший университет Центральной Европы

Высшее образование в Европе для иностранцев намного дешевле, чем в США и Канаде. Стоимость одного семестра в европейском вузе начинается от 726 евро. Самыми престижными считаются университеты Дании, Швеции, Франции и Германии.

Почти в каждой европейской стране можно найти хотя бы одну программу, где обучение ведется на английском языке. Такой вариант подходит для тех, кто не хочет или не имеет возможности учить новый язык.

Поступить в европейских вуз можно сразу после школы и с минимальным набором документов. Обычно требуют предоставить аттестат (или диплом), сертификат, подтверждающий уровень владения языком и мотивационное письмо.

После окончания университета в Европе всем иностранным студентам разрешено оставаться в стране еще некоторое время для поиска работы и трудоустройства.

В 2019 году самыми престижными университетами в Европе считаются:

  • Оксфорд и Кембридж. Это два из самых популярных английских университетов, в которые мечтают поступить молодые люди со всего мира. Стоимость обучения в данных вузах составляет от 25 000 до 40 000 фунтов.

Кембриджский университет - университет Великобритании, один из старейших (второй после Оксфордского) и крупнейших в стране

  • Технический институт в Цюрихе. Стоимость обучения на данный момент составляет 580 франков, но начиная с 2019 года ожидается повышение цен.
  • Университет Людвига Максимилиана в Мюнхене. Один из самых популярных университетов в Германии, в котором есть программы как на немецком, так и на английском языке.
  • Университет в Хельсинки. Этот университет когда-то был бесплатным для всех, но в 2017 году стал платным. Стоимость одного года в этом университете начинается от 10 000 евро. Данный вуз предлагает программы на финском и английском языках.

Мюнхенский технический университет — Technische Universität München — один из самых крупных немецких университетов и престижнейшее высшее учебное заведение в восточной части Германии

Что касается грантов на обучение в Европе, то самый популярный вариант — участие в программе Erasmus. Эта программа направлена на обмен студентов из университетов-партнеров. Программа покрывает все расходы на пребывание в иностранном вузе.

Высшее образование в США

В Соединенных штатах Америки образование одно из самых дорогих в мире. Один год в американском университете обойдется как минимум в 35 000 долларов. Будущие студенты могут подать заявки на грант или стипендию, но некоторые из них покрывают затраты только частично.

Не довольны стоимостью обучения и сами американцы: студенты и выпускники вузов жалуются, что после окончания учебы им приходится еще несколько лет выплачивать долг.

Также не стоит забывать, что кроме оплаты обучения у студента в США есть и другие затраты — на квартиру, продукты питания и медицинскую страховку в год уходит от 8 000 до 12 000 долларов.

Самыми престижными университетами в Америке считаются:

  • Стэнфорд. Стоимость обучения начинается от 15 000 долларов в год и зависит от выбранной программы, а также степени обучения — бакалавр, магистр или доктор наук.
  • MIT- Массачусетский институт технологий. Этот технический вуз известен всему миру не только высоким уровнем образования, но и большому количеству лекций в открытом доступе. А вот стоимость получения образования не такая доступная — от 25 000 долларов в год.
  • Институт технологий в Калифорнии. Стоимость одного года обучения в вузе составляет около 50 000 долларов.
  • Харвард. Один из самых дорогих вариантов, учеба для иностранца обойдется от 55 000 долларов в год.

Список известных университетов в США

Страны СНГ, некогда были советскими республиками, на территории которых существовала единая система образования и единые образовательные стандарты. Дипломы и аттестаты республик признавались на территории всего Советского Союза. С распадом СССР системы образования и стандарты республик стали отличаться друг от друга, в связи с чем, встал вопрос о создании единого образовательного пространства на территории стран СНГ, с ориентацией на европейские стандарты. Для решения данного вопроса, страны СНГ в 1999 году вошли в зону Болонского процесса.

Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств

Определение 1

Единое образовательное пространство стран СНГ – это общие принципы государственной политики, направленные на единство и согласованность образовательных программ, нормативных сроков обучения, критериев оценивания знаний и получение образования, признаваемого на всей территории бывшего СНГ.

Цель Концепции – это создание принципов, направлений, условий и этапов создания единого образовательного пространства.

Основная идея Концепции – это сближение национальных систем образования стран СНГ, для формирования единой (общей) системы образования, с учетом национальных особенностей каждой республики.

Принципы Концепции:

  • гуманизация системы образования;
  • образование должно иметь светский характер;
  • демократизация образования;
  • ориентир на общечеловеческие ценности;
  • общедоступность и непрерывность образования;
  • преемственность образовательных программ;
  • наличие разнообразных образовательных учреждений, учебных программ и современных технологий обучения;
  • единение культурного и образовательного пространств;
  • возможность получения образования бесплатно (реализация конституционного права каждого гражданина на получение образования).

Меры, призванные обеспечить единую систему образования в странах СНГ:

  1. Предоставление каждому гражданину страны-участницы возможности получения бесплатного образования, с момента достижения установленного законом возраста.
  2. Установления четких оснований, закрепленных в законе, по которым ребенок может быть отчислен из учебного заведения.
  3. Создание специальных учебных заведений для детей с различными видами заболеваний, которые не имеют возможности посещать общеобразовательные учреждения (обеспечение возможности получения образования всем гражданам).
  4. Юридическая ответственность родителей за неисполнение обязанностей по получению детьми базового образования.

Характеристика системы школьного образования в странах СНГ

Согласно установленной Концепции система школьного образования в странах СНГ имеет следующие характерные аспекты:

  1. Ориентир на классно-урочную систему, которая на сегодняшний день признана малоэффективной, так как не учитывает потребности и индивидуальные особенности учеников.
  2. Создание системы мониторинга и повышение уровня квалификации педагогических работников.
  3. Разработка и внедрение единых образовательных стандартов.
  4. Соблюдение прав учеников и их родителей, направленных на предоставление возможности участия в образовательном процессе.
  5. Внедрение и использование современных и актуальных технологий в образовательный процесс.
  6. Пропаганда необходимости получения образования.
  7. Введение обязательной работы школьных психологов с детьми, с целью установления дифференцированного подхода к учащимся.
  8. Единение законодательных законов в сфере школьного образования и законодательства государства.

Замечание 1

Таким образом, данные аспекты должны способствовать созданию и развитию единой системы школьного образования в странах СНГ, с целью признания всеми странами аттестата об образовании и полученных знаний.

Характеристика системы высшего образования в странах СНГ

Система высшего образования в странах СНГ на сегодняшний день имеет ориентир на систему высшего образования в Европе и США. С 2011 года многие страны СНГ перешли на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат. Срок обучения не менее 3-х лет. В России обучение на бакалавриате рассчитано на 4 года. После окончания бакалавриата выпускники получают диплом об оконченном высшем образовании. Однако не все работодатели признают дипломы бакалавров, так как за такой короткий срок обучения не возможность полноценно овладеть необходимыми навыками и компетенциями. Особенно это касается технических специальностей. Так же проблема состоит в менталитете старшего поколения, которые считают, что бакалавриат – это своего рода неоконченное высшее образование.

Обучение на бакалавриате заключается в изучение общих и профильных дисциплин, сдаче промежуточных и итоговых экзаменов, письменных проверочных работ. В ряде учебных заведений внедряется система «кредитов», бальная система изучения дисциплин. В основном это дистанционные заочные ВУЗы.

По итогу обучения студенты сдают государственные экзамены и защищают выпускную квалификационную работу (дипломная работа, имеющая исследовательское направление). В ряде учебных заведений студенты-выпускники сдают либо экзамены, либо проходят процедуру защиты дипломной работы.

Поступление в магистратуру необходимо тем, кто желает осуществлять научную и исследовательскую деятельность. Обучение в магистратуре схоже с бакалавриатом. Отличие только в том, что в учебной программе магистратуры отводится больше времени на творческие, исследовательские и научные работы, а также на практическую деятельность. По итогу окончания магистратуры студент-выпускник сдает государственные итоговые экзамены и защищает магистерскую диссертацию. При успешной сдаче итоговых испытаний присваивается ученая степень.

Таким образом, реформа системы образования в странах СНГ положительно отражается на создании единого образовательного пространства, путем внедрения опыта стран Европы и США.


ГОСУДАРСТВ (ЦВЕ/СНГ) Каждому ребенку – здоровье, образование, равные возможности и защиту

НА ПУТИ К ГУМАННОМУ МИРУ

Изложенные в настоящем издании мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно – политику или взгляды ЮНИСЕФ.

Обозначения, используемые в настоящем издании, и изложение материала не подразумевают выражения со стороны ЮНИСЕФ какого бы то ни было мнения в отношении правового статуса той или иной страны или территории, или ее органов власти, или делимитации ее границ.

Возможно свободное цитирование выдержек из настоящего издания при условии указания следующей ссылки на первоисточник: UNICEF, 2007, Education for Some More than Others? Geneva: UNICEF Regional Office for Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States.

Дополнительную информацию и в целях загрузки данного или любого другого издания см. веб-сайт Регионального отделения ЮНИСЕФ для ЦВЕ/СНГ: www.unicef.org/ceecis.

Всю корреспонденцию следует направлять по адресу:

UNICEF Regional Office for CEE/CIS Education Section Palais des Nations CH 1211 Geneva Switzerland Copyright: © 2007 United Nations Children’s Fund (UNICEF) ISBN: 978-92-806-4162-2

Оформление и макет:

Перевод и верстка: Интердиалект+, Москва Печать: ATAR ROTO PRESSE SA Фото на обложке: UNICEF/SWZK00149/GIACOMO PIROZZI

ОБРАЗОВАНИЕ:

ОДНИМ БОЛЬШЕ,

ДРУГИМ МЕНЬШЕ?

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

И СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ (ЦВЕ/СНГ)

РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЮНИСЕФ ДЛЯ ЦВЕ/СНГ

2007 год

ПРЕДИСЛОВИЕ

В докладе “” рассматривается, в какой степени тенденция к увеличению неравенства в сфере образования еще сохраняется в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств. Это исследование предпринято в целях дополнения и обновления Регионального мониторингового доклада об образовании, выпущенного Исследовательским центром “Инноченти”. Оценка прогресса в этой области как важна, так и очень своевременна, поскольку к настоящему времени мы прошли полдороги от даты начала до конечного срока осуществления целей в области развития Декларации тысячелетия.

С конца 1990-х годов социально-экономическое положение в регионе претерпело существенные изменения.

По данным Социального мониторинга 2006 года Исследовательского центра “Инноченти”, абсолютное число детей, живущих в бедности по уровню доходов, в Содружестве Независимых Государств и Юго-Восточной Европе уменьшилось. В значительной степени это объясняется увеличением во многих странах национального дохода, распределяемого среди населения, численность которого сокращается или остается стабильной.

Несмотря на это, каждый четвертый ребенок по-прежнему живет в бедности, вероятность бедности для детей выше, чем для взрослых, и углубляется неравенство в уровне благополучия, как материального, так и нематериального. Дети, живущие в многодетных и ненуклеарных семьях, в сельских и экономически неблагополучных районах, а также в странах Закавказья и Центральной Азии, особенно уязвимы и подвержены риску бедности.

Хотя во многих странах растут государственные расходы на образование и программы реформ, системы образования порождают все большее неравенство в плане доступа, особенно в том, что касается охвата дошкольным образованием и посещаемости дошкольных учреждений, а также завершения базового образования.

По оценкам, в 2004 году почти 2,4 млн. детей младшего школьного возраста и почти 12 млн. детей среднего и старшего школьного возраста не учились в школе. Спрос на образование падает вследствие плохого качества образовательных услуг и недостаточно ощутимой выгоды от школьного образования. К другим факторам, способствующим преждевременному уходу из школы и низким коэффициентам завершенного базового образования, относятся неблагоприятное социально-экономическое положение, этническая принадлежность, инвалидность, насилие в школе и детский труд.

Наряду с признанием настоятельной необходимости достижения целей в области развития Декларации тысячелетия в настоящем исследовании предлагается ряд стратегий, направленных на достижение большего равенства в доступе к качественному образованию с целью содействия соблюдению прав человека, социального единства и экономической конкурентоспособности. Некоторые страны уже сейчас уделяют первоочередное внимание политическим усилиям и выделению финансовых ассигнований, стремясь к повышению качества и достижению равенства в сфере образования в рамках Инициативы по ускорению реализации стратегии “Образование для всех”, целей в области развития Декларации тысячелетия, стратегий по сокращению масштабов нищеты и процессов вступления в Европейский союз. Хотя то внимание, которое в рамках этих инициатив уделяется не охваченным образованием детям, различно, необходимо в целом повышать осведомленность правительств и заинтересованных сторон о важности обеспечения качественного образования для всех, что, в свою очередь, позволит обеспечить индивидуальное, социальное и экономическое развитие.

Хочется надеяться, что настоящий доклад будет способствовать осуществлению этих усилий.

–  –  –

ОБРАЗОВАНИЕ: ОДНИМ БОЛЬШЕ, ДРУГИМ МЕНЬШЕ?

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Исследование под названием “Образование: одним больше, другим меньше?” было проведено по поручению Регионального отделения ЮНИСЕФ для Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств. Оно было осуществлено благодаря сотрудничеству между многими лицами, и благодарности заслуживает каждый из них.

Мартин Годфри, ведущий автор, отвечал за подготовку глав 1, 3, 5 и 6. Кроме того, он свел воедино материалы всех авторов. Иоанна Крайтон написала главу 2. Лани Флориан предоставил материалы для глав 2 и 3, посвященных детям с ограниченными возможностями и детям с особыми потребностями. Джорджина Браун написала раздел о результатах обучения, а Эндрю Ньюэлл участвовал в написании раздела главы 4, посвященного возможностям на рынке труда. Селим Илтус побывал с рабочими визитами на местах и провел обсуждения в фокус-группах, благодаря чему материалы доклада получили подтверждение в ходе проверки в реальных условиях и были подготовлены с учетом мнений респондентов. Особой благодарности заслуживают дети и взрослые, с которыми он беседовал. Эстер Жюч оказала помощь в обеспечении справочно-информационных материалов, включая сбор данных и документов, наряду с контролем содержания, стиля и корректности формулировок.

Филипп Тестот-Ферри отвечал за общую разработку и координацию данного проекта. Петронилла Мурити оказывала административное содействие.

Очень полезными для данного исследования были советы и замечания следующих независимых экспертов:

Гаспара Фатха, Игоря Китаева, Ставри Льямбири, Майкла Мертафа, Шелдона Шеффера и Йена Уитмена.

Ценные замечания были получены также от Регионального отделения ЮНИСЕФ для ЦВЕ/СНГ, в частности от Марии Каливис, Шахназ Кияниан-Фирузгар, Дипы Гровер, Анны Норденмарк Северинссон и Петры Хёльшер.

Наряду с этим также был полезен обмен мнениями с участниками Внутреннего обзорного совещания (28 августа 2006 года, Женева) и Региональной группы по вопросам управления (7 ноября 2006 года, Лозанна).

Много данных получено от Исследовательского центра ЮНИСЕФ “Инноченти”, равно как и от региональных и страновых отделений ЮНИСЕФ, международных организаций, НПО, а также от национальных министерств, научно-исследовательских институтов и статистических органов стран региона ЦВЕ/СНГ. Они не несут никакой ответственности за характер использования или представления этих данных.

Оформление и макет подготовлены Services Concept, Geneva. Перевод и макет доклада на русском языке выполнены Интердиалект+, Москва, при участии и поддержке Евгения Станиславова и Марии Аваковой.

Сокращения

Глава 1. Введение и контекст

Глава 2. Реформа образования: каковы ее результаты на сегодняшний день?

Глава 3. Доступ и равенство

Глава 4. Результаты обучения и перспективы на рынке труда

Глава 5. Затраты, финансирование и управление

Приложение: Методология работы с фокус-группами и проведения собеседований

Примечания

Библиография

ОБРАЗОВАНИЕ: ОДНИМ БОЛЬШЕ, ДРУГИМ МЕНЬШЕ?

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

–  –  –

ГРУППИРОВКА СТРАН ПО КАТЕГОРИЯМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ

В НАСТОЯЩЕМ ИССЛЕДОВАНИИ

Страны, охватываемые настоящим исследованием: Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Эстония.

Черногория стала независимым государством после референдума в мае 2006 года. Однако для целей настоящего исследования Сербия и Черногория, как правило, рассматриваются как одна страна, за исключением случаев, когда по ним имеются отдельные данные.

Для целей настоящего исследования регион ЦВЕ/СНГ (часто называемый “регион”) разделен на следующие группы стран: Албания, государства Балтии, Болгария и Румыния, Закавказье, западная часть Содружества Независимых Государств, страны бывшей Югославии (для краткости называемые “бывшая Югославия”), Турция, Центральная Азия, Центральная и Восточная Европа.

Субрегионы и их состав определяются следующим образом:

государства Балтии: Латвия, Литва, Эстония;

Закавказье: Азербайджан, Армения, Грузия;

западная часть Содружества Независимых Государств: Беларусь, Молдова, Российская Федерация, Украина.

Центральная Азия: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан;

Центральная и Восточная Европа: Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика;

страны бывшей Югославии: Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Сербия, Хорватия, Черногория;

В исследования упоминаются другие группы стран, а именно:

Содружество Независимых Государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

8 стран – членов Европейского союза (ЕС): Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония;

15 стран ЕС: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство, Финляндия, Франция, Швеция;

Юго-Восточная Европа: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория;

страны, входящие в фокус-группу: Азербайджан, Албания, Молдова, Таджикистан, Турция.

РЕЗЮМЕ

РЕЗЮМЕ

Настоящее исследование предпринято в целях дополнения и обновления доклада 1998 года Исследовательского центра ЮНИСЕФ “Инноченти” (ИЦИ) “Образование для всех?” о ситуации в Центральной и Восточной Европе, и Содружестве Независимых Государств. В том докладе указывалось, что с начала переходного периода во всем регионе произошел заметный рост неравенства в плане объема и качества образования. Для решения этих проблем в докладе предлагались Двенадцать шагов по пути к образованию для всех.

В настоящем исследовании рассматриваются два основных вопроса с уделением особого внимания более бедным странам, включая на этот раз Турцию: 1) В какой мере сохраняется тенденция к росту неравенства в области образования, то есть одним больше другим меньше? 2) Реализованы ли Двенадцать шагов по пути к образованию для всех и какие дополнительные шаги необходимо предпринять сегодня?

Вот эти Двенадцать шагов:

1. Методы обучения, способствующие участию и развитию личности.

6. Исследования в области детского труда и его связи со школьной посещаемостью и учебой.

7. Уделение больше внимания доступу к образованию и качеству образования для детей из малообеспеченных семей.

Изменения в системах образования, методах и результатах обучения происходят в следующем контексте:

Включение международными учреждениями в свои повестки дня и осуществление на практике мероприятий в рамках программы “Образование для всех” (ОДВ), целей в области развития Декларации тысячелетия (ЦРДТ), национальных планов действий Европейского союза и программ Азиатского банка развития, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирного банка.

Экономический подъем во всех странах с 1998 года и в Турции с 1989 года.

Финансовые трудности, с которыми сталкиваются страны со слабой экономикой, в частности Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан.

Рост среднего уровня жизни, но со значительным разбросом: от Словении (где он приближается к среднему уровню Европейского союза) до Таджикистана (где он сопоставим с уровнем жизни в Руанде).

Рост неравенства доходов во всех странах, за исключением Турции.

Рост уровней безработицы, причем среди молодежи они выше, чем среди взрослых.

Снижение коэффициентов бедности, при том что в некоторых странах бедность приобрела хронический характер.

Использование детского труда, при этом процентная доля работающих детей в ряде стран сопоставима с аналогичной долей в развивающихся странах.

Восстановление ожидаемой продолжительности жизни, при этом сохраняются низкие уровни продолжительности жизни мужчин, особенно в Российской Федерации.

ОБРАЗОВАНИЕ: ОДНИМ БОЛЬШЕ, ДРУГИМ МЕНЬШЕ?

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Тенденция к снижению числа детей школьного возраста, которая, как ожидается, сохранится во всех странах, за исключением Таджикистана и Турции.

Сложная структура международной миграции и рост числа беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, вызванный вооруженными конфликтами.

На этом фоне реформа образования проходила в обычной последовательности и началась с 1) периода эйфории и экспериментирования с моделями извне в обстановке вновь обретенной свободы, за которым последовал 2) этап острожной переоценки моделей извне и 3) по мере наступления усталости попытка придать реформам более национальный характер. Усталость от реформ – обычное явление. Как писал один русский учитель еще в 1923 году, “в моей школе нет оконных стекол и отсутствует крыша. Но благодаря использованию комплексного метода обучения мое преподавание идет успешно”. Несмотря на указанное выше, был достигнут значительный прогресс, в том числе вместо уделения основного внимания затратам были приняты стандарты образования, введена система альтернативного выбора для родителей и детей (по крайней мере, для представителей среднего класса) и получило признание бесплатное образование, по крайней мере в принципе, в качестве одного из прав человека.

Извлеченные из попыток провести основную часть реформы уроки можно суммировать следующим образом:

Реформирование преподавания сосредоточилось главным образом на подготовке учителей без отрыва от работы, при этом система предварительной подготовки в значительной степени осталась нереорганизованной. Учителя должны больше вовлекаться в процесс реформирования и получать более достойную заработную плату. Между тем единственно практически возможным часто является традиционный метод проведения занятий со всем классом.

Во многих странах по-прежнему остаются несогласованными стандарты учебного плана и ощущается необходимость в более широком участии в этом процессе учителей и общин (и более тесного взаимодействия между центральным правительством и органами власти на местах). Повсеместно сохраняется опасность чрезмерной учебной нагрузки вследствие перегруженности программы обучения.

Для тех, кто не может позволить себе купить книги и учебные материалы, они должны субсидироваться, однако программы предоставления учебников во временное пользование эффективны только в том случае, если они тщательно продуманы. Бесплатные учебники для всех – это вариант, который в финансовом плане вряд ли практически осуществим.

Для создания национальной системы оценки полученных учащимися знаний требуется квалифицированное и независимое учреждение. Хотя такая оценка получила широкое применение, ее эффективность вызывает сомнения. Существует также опасность увеличения академической нагрузки на учащихся, что находит отражение в росте частного репетиторства.

Благодаря новаторским подходам повысилось качество образования в дошкольных детских учреждениях. Однако охват таким обучением остается низким, к тому же оно не распространяется на малоимущих.

Имеются доводы в пользу того, чтобы сделать обязательным обучение в дошкольном учреждении в течение года, непосредственно предшествующего поступлению в начальную школу.

Все еще преобладает отдельное обучение детей с особыми потребностями, а более широкое реформирование может способствовать исключению таких детей из общеобразовательного процесса. В более бедных странах и местностях найдется мало свидетельств того, что эти дети включаются в учебу в обычных школах.

Старая модель профессионально-технического образования (которая выпускала для промышленности готовых к трудовой деятельности узкоквалифицированных молодых работников) более не работает.

Результат реформирования школьного обучения зависит от обеспечения адекватного и равного доступа к образованию. В целом:

Коэффициенты охвата дошкольным образованием выросли, но все еще остаются низкими в Закавказье, Центральной Азии, Юго-Восточной Европе и Турции.

РЕЗЮМЕ

Большинство стран идут по пути достижения ЦРДТ-2 (обеспечение всеобщего начального образования к 2015 году), но семь стран (Грузия, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Украина и Хорватия) находятся в группе риска, при этом три страны (Грузия, Молдова и Таджикистан) вряд ли достигнут этой цели. В 2004 году в регионе, по оценкам, насчитывалось почти 2,4 млн. детей младшего школьного возраста, которые не ходили в школу.

Коэффициент охвата средним образованием верхней ступени все еще ниже 50 процентов в восьми странах (Азербайджане, Армении, Боснии и Герцеговине, Грузии, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Туркменистане), и, по оценкам, в 2004 году в регионе почти 12 млн. детей среднего и старшего школьного возраста (нижняя и верхняя ступени среднего образования) не посещали школу.

В некоторых странах, в частности в новых членах ЕС, наблюдается стремление к массовому высшему образованию в ущерб его качеству, но в Центральной Азии охват им по-прежнему невелик.

Расширение частного сектора происходит главным образом в сфере высшего и послесреднего дальнейшего образования, а в нескольких странах – на уровне старших классов общего среднего образования.

Что же касается равного доступа, то:

Гендерное неравенство существует как в разных странах, так и на различных уровнях образования, при этом Таджикистан и Турция – единственные страны, которые испытывают серьезные трудности с достижением ЦРДТ-3 (ликвидация гендерного неравенства на всех уровнях образования к 2015 году).

Социальное происхождение оказывает значительное влияние на доступ к дошкольному образованию, в меньшей степени – на доступ к базовому образованию, в большей степени – на доступ к среднему образованию верхней ступени (причем дети из малоимущих семей избыточно представлены в профессионально-технических училищах) и более всего влияет на доступ к высшему образованию. Дети из малообеспеченных семей или из семей, находящихся в трудных обстоятельствах иного характера, имеют меньший доступ к образованию на всех уровнях.

Неравенство в доступе к среднему образованию между городскими и сельскими районами практически всегда приводит к ущемлению интересов учащихся из сельских районов.

Этнические меньшинства нередко оказываются в невыгодном положении в плане доступа к образованию, причем самое вопиющее неравенство наблюдается в случае цыган, процентная доля которых в общей численности молодежи в ряде стран растет.

Дети с особыми потребностями имеют ограниченные возможности за пределами специализированных учреждений, и многие дети с ограниченными возможностями не посещают школу.

В какой мере неравенство в доступе к образованию, усугубляемое неравенством в уровне обучения, сказывается на перспективах на рынке труда? Результаты международного тестирования, проводимого в рамках Международного проекта “Исследование качества чтения и понимания текста” (PIRLS), Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и Международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS), позволяют измерить результаты в плане усвоения. Что касается средних результатов, то:

Страны, участвовавшие во всех шести международных тестированиях, можно расположить в иерархической последовательности, и восемь новых членов Европейского союза окажутся ближе к ее верхней части, а бывшая югославская Республика Македония и Турция – в нижней.

Расходование большего объема денежных средств на образование каждого человека дает лучшие результаты – до определенного момента. Среди обследуемых стран региона только Словения, как представляется, увеличила государственные расходы на образование на душу населения, причем сверх того предела, когда такое увеличение начинает благоприятно влиять на средние показатели по результатам этих тестов.

Тенденции изменений со временем средних результатов тестирования неоднозначны. В одних странах (Латвия, Литва и Польша) показатели улучшились, в других (Болгария, Словакия) – ухудшились.

Вызывающий тревогу аспект связан с тем, что в странах региона наблюдается тенденция к более высоким по сравнению со странами ОЭСР результатам в рамках исследований PIRLS и TIMSS (в которых ценится накопление фактических знаний), чем в рамках исследования PISA (в котором ценится развитие навыков по применению знаний в реальных жизненных ситуациях).

ОБРАЗОВАНИЕ: ОДНИМ БОЛЬШЕ, ДРУГИМ МЕНЬШЕ?

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Значительно внутристрановое неравенство в плане результатов усвоения, и оно в меньшей степени зависит от географического положения страны и среднего уровня дохода. Не существует явной взаимосвязи между средним уровнем качества образования и равенством; у наиболее успешных учащихся часто самые низкие различия в результатах. Неравенство, как правило, отражает различия в социально-экономическом происхождении (причем огромное влияние оказывает уровень образования матери), а также в качестве школьного преподавания. Гендерные различия в результатах обучения варьируются: у девочек неизменно лучше, чем у мальчиков, результаты в чтении (возможно, важнейший навык, необходимый для успешной конкуренции на рынке труда), а в некоторых странах они лучше успевают по математике и естественным наукам.

В долгосрочной перспективе образование оказывает динамичное воздействие на сравнительное преимущество – переход от экономического роста на основе использования дешевой рабочей силы к росту на основе квалифицированного труда. С точки зрения министерства финансов именно это оправдывает государственные расходы на образование, равные 5 или более процентам валового внутреннего продукта (ВВП). Уже в скором времени образование будет влиять на перспективы людей на рынке труда.

В связи с этим возникает вопрос, не является ли недостаточный охват образованием, а в некоторых случаях и трудности в достижении целей в области развития Декларации тысячелетия, ответной реакцией в связи с процессами на рынке труда. Представляется, что в этом отношении статистические данные рынка труда и мнения, высказанные в фокус-группах, которые были проведены для целей настоящего доклада, противоречат друг другу, но данное противоречие только кажущееся. Статистические данные об уровнях безработицы и средних доходах свидетельствуют о том, что молодым работникам, даже работающим за границей, идет на пользу как можно более длительное пребывание в системе образования. Особенно значима отдача от высшего образования. Однако обсуждения в фокус-группах показали, что малоимущие люди в бедных странах, для которых высшее образование является несбыточной мечтой, скептически относятся к получению выгод от образования, в частности это касается девочек в Азербайджане, Таджикистане и Турции. Слабый спрос на образование также объясняется скрытыми затратами на школьное обучение (такими, как взносы в школьные фонды, стоимость учебников и школьной формы), коррупцией и частным репетиторством, условиями в школах и использованием детского труда.

Что касается затрат, финансирования и управления, то правительства всех стран региона пытаются разрешить задачу по пересмотру основного пакета образовательных услуг, которые должны предоставляться государством бесплатно. Должны ли быть бесплатными все уровни образования или только обязательное образование? Как быть со школьным питанием, учебниками, транспортом для перевозки детей, внешкольной деятельностью? В ответах на такие вопросы превалировала основная идея, согласно которой для достижения равных результатов требуется неравное вложение бесплатных ресурсов, которые должны быть больше тем, кто в них нуждается, и меньше тем, кому они не нужны. Эту финансовую ситуацию можно суммировать следующим образом:

Государственные расходы на образование представляют собой изменяющуюся процентную долю от ВВП;

расходы многих стран превышают средний показатель по странам ОЭСР, но некоторые страны испытывают бюджетный дефицит.

Бльшая часть государственного финансирования образования направляется на базовое образование, в некоторых странах значительная доля финансовых средств выделяется на дошкольные учреждения, а выделяемая на высшее образование доля варьируется. Судя по категориям расходов, бльшая их часть идет на заработную плату и весьма малая часть – на повышение качества образования.

Многие страны выделяют дополнительные средства на детей с особыми потребностями; страны региона, являющиеся членами ОЭСР, выделяют такие средства для сравнительно большой доли детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста, но меньше – для детей из неблагополучных в социально-экономическом отношении семей.

Низкий уровень зарплат учителей негативно сказывается на их моральном состоянии и приверженности своему делу, приводит к трудностям с набором кадров и коррупции, что наносит ущерб качеству образования.

Широкое распространение частного репетиторства – это реакция на низкие зарплаты и эрозию качества образования. Существует очевидная опасность утраты профессиональной этики, а в проигрыше оказываются семьи с низкими доходами, которым качественное частное репетиторство не доступно.

Размер государственных расходов на каждого учащегося существенно варьируется. Наблюдается тенденция выделять дошкольным учреждениям более высокую, чем в странах ОЭСР, процентную долю ВВП

РЕЗЮМЕ

на душу населения, более высокую долю расходов на профессионально-техническое обучение по сравнению с расходами на общеобразовательные школы, которые ниже средних расходов в странах ОЭСР на общее начальное и среднее образование, а расходы на высшее образование варьируются в зависимости от степени возмещения затрат.

Число учащихся на каждого преподавателя повсеместно снижается, за исключением Центральной Азии и Турции. “Демографический дивиденд” наряду с совершенствованием сетей школьных учреждений дает возможность для увеличения в ряде стран соотношения учащийся/учитель и числа учащихся в классах.

Процесс децентрализации продолжается, и темпы его различны, но в целом медленные. Этот процесс заключается главным образом в переводе денежных средств из центра. В плане достижения равенства такой медленный прогресс необязательно неблагоприятен – “реальная” децентрализация нередко ведет к тому, что более слабые районы получают меньше денег.

Новым важным инструментом планирования в сфере образования являются среднесрочные рамки расходов (ССРР) – рамки для проведения анализа в целях выбора между альтернативными задачами с указанием соответствующих расходов.

Одними из сравнительно новых элементов являются модель финансирования по принципу “деньги следуют за учащимся” и независимые школы. В сущности, эта модель способна помочь повышению качества и эффективности образования, но необходимо принять меры по установлению стандартов, введению мониторинга и по содействию интересам неимущих.

Отметим в заключение: совершенно очевидно, что экономическая ситуация в стране имеет значение для образования. Пять стран, у которых самый низкий ВВП на душу населения, самые высокие показатели бедности и самый большой бюджетный дефицит, относятся к числу стран, испытывающих трудности с достижением ЦРДТ-2, имеющих низкие коэффициенты охвата дошкольным и средним образованием и снижающееся качество образования вследствие сокращения бюджета. В каждой такой стране в образовании обычно превалирует модель “одним больше, другим меньше”. Семьи с высокими доходами, как правило, получают непропорционально широкий доступ к дошкольному образованию, обеспечивают достаточно хорошее финансирование для базового образования своих детей (если необходимо – финансируют сами), создают домашнюю обстановку, способствующую усвоению знаний и успешной сдаче экзаменов, ориентируют своих детей на продолжение образования в средней школе (это должны быть лучшие школы, причем общеобразовательные, а не профессионально-технические училища, и, если это необходимо, то частные) и нанимают хороших частных репетиторов – и все это делается для достижения конечной цели, а именно получения диплома о высшем образовании, что облегчает получение сравнительно хорошо оплачиваемой работы.

На другом конце спектра – более бедные семьи, которые не надеются на получение выгоды от школьного образования и в меньшей степени могут позволить себе оплачивать скрытые затраты, что ведет к пропуску занятий и уходу из школы. Усугубляют неблагоприятное положение этническая принадлежность, особые потребности, а в некоторых странах (в частности, в Таджикистане и Турции) – пол. Государственные расходы на образование скорее усиливают неравенство, чем противодействуют ему. Уменьшение числа детей школьного возраста усиливает неэффективность систем образования, что проявляется в низком соотношении учащийся/ учитель, причем в некоторых странах больше, чем в других.

Что же можно сказать о Двенадцати шагах по пути к образованию для всех? Успехи неоднозначны:

1. Методы обучения стали более разнообразными, однако новые подходы, поощряющие участие и активное обучение, не получили широкого распространения.

2. Более широко применяется практика распределения учащихся по разным потокам внутри самой школы и отбора учащихся для приема в элитные (главным образом, государственные) школы.

3. Введена внешняя оценка уровня усвоения знаний, однако эффективность ее осуществления вызывает сомнения.

4. Внеклассная деятельность почти не ведется и на нее нет средств, поскольку учителя и родители вынуждены решать проблемы, связанные с бедностью.

5. В ряде мест созданы школьные советы, но в более бедных общинах родители практически не участвуют в их работе.

6. Цели движений против детского труда и за образование для всех до сих пор не восприняты в полной мере (о них можно сказать, что они подобны “кораблям, плывущим в ночи”), но введение обусловленных

ОБРАЗОВАНИЕ: ОДНИМ БОЛЬШЕ, ДРУГИМ МЕНЬШЕ?

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

денежных переводов (чтобы помочь детям отказаться от работы и остаться в школе) является многообещающей инициативой.

7. Дети из семей с низкими доходами имеют более ограниченный доступ к образованию и получают образование более низкого качества.

8. По-прежнему считается правилом отдельное обучение детей с ограниченными возможностями.

9. Имеется мало свидетельств какого-либо улучшения положения этнических меньшинств, в частности цыган.

10. Дошкольное образование – это область, где больше всего новшеств, но до тех, кто в них нуждается, они не доходят.

11. Отсутствует достаточное взаимодействие между проводимой сверху вниз реформой и инновациями на низовом уровне, что ведет к перегруженности учебной программы и ее фрагментарности.

12. Центральные правительства, особенно в странах, испытывающих финансовые проблемы, стремятся переложить бремя финансирования образования на местные общины.

В целях создания благоприятных условий для эффективного осуществления Двенадцати шагов и отказа от подхода к планированию образования на основании “списка требований” без указания объема расходов, в котором каждый пункт является первоочередной задачей, рекомендуется метод ССРР. Он определяет рамки, в пределах которых можно проанализировать альтернативные задачи, признавая, например, что между разными уровнями школьного образования ведется конкурентная борьба за ресурсы. Самым важным показателем в концепции ССРР является общий объем средств на нужды образования – своего рода “конверт” для планирования образования на указанный период. Соответственно, страны, в которых государственные расходы на образование составляют менее 4 процентов ВВП, должны расходовать на эти цели больше средств.

Страны, которые расходуют менее 6 процентов, не должны поддаваться давлению со стороны министерства финансов, предлагающего сократить расходы на образование по причине сокращения численности детей школьного возраста. “Демографический дивиденд” должен расходоваться на увеличение числа образовательных учреждений и повышение качества образования, а не отвлекаться на нужды других секторов. В рамках этого подхода необходимо проводить различие между стратегическими изменениями, которые ведут к увеличению государственных расходов, и такими изменениями, которые ведут к их сокращению.

Желательные изменения, увеличивающие государственные расходы, включают:

Расширение охвата дошкольным, базовым и средним образованием для достижения ЦРДТ-2 и других целей;

увеличение заработной платы учителей;

увеличение расходов на проведение реформы в школах при особом внимании ко всем в том или ином плане обездоленным детям;

интеграция как можно большего числа детей с особыми потребностями в обычные школы и обеспечение при этом необходимого финансирования;

реформирование системы предварительной подготовки учителей, для чего требуются большее финансирование и изменение установок;

улучшение физического состояния школьных зданий, что не может быть исключительной заботой местного сообщества;

обеспечение нуждающихся детей бесплатными учебниками (а не всех учащихся);

отмена платы за обязательное образование, включая год дошкольного образования, непосредственно предшествующий начальной школе;

внедрение практики обусловленных денежных перечислений в целях поощрения детей из малоимущих семей к посещению школы, прежде всего девочек в странах, которые отстают в достижении ЦРДТ-3, а также других категорий детей;

обеспечение транспортного сообщения между домом и школой в тех местах, где сеть образовательных учреждений была усовершенствована путем закрытия или слияния школ, в которых численность учащихся была ниже оптимального уровня, по возможности, арендуя, а не покупая автобусы.

Желательные изменения, которые позволят сократить государственные расходы, в целях компенсации превышения расходов при внедрении вышеперечисленных мер:

изменение критерия в отношении субсидий на дошкольное (предоставляются всем, но в наибольшем выигрыше оказываются более обеспеченные семьи) и высшее образование (предоставляются по резульРЕЗЮМЕ татам академической успеваемости, но также в наибольшем выигрыше оказываются более обеспеченные студенты) и их предоставление по потребностям;

содействие совмещению профессионально-технического и общего образования, что приведет к повышению качества образования и большему равенству при снижении общих затрат;

увеличение соотношения учащийся/преподаватель и, более того, соотношения учащийся/школьный работник, не являющийся преподавателем, и усовершенствование сети школьных учреждений;

организация программы предоставления учебников во временное пользование за плату для всех учащихся, кроме нуждающихся детей, которые должны получать учебники бесплатно;

сокращение числа детей с особыми потребностями, помещаемых в специализированные учреждения, и закрытие как можно большего числа таких учреждений;

обеспечение справедливого отношения к частным учебным заведениям при постоянном контроле со стороны государства за соблюдением ими соответствующих стандартов;

сбор средств от частного сектора, того или иного сообщества, доноров и других партнеров, чтобы помочь с финансированием некоторых мер, требующих увеличения расходов.

К дополнительным подкрепляющим мерам относятся:

антидискриминационное законодательство, направленное, например, на то, чтобы предотвратить исключение из обычных государственных школ детей, не имеющих свидетельств о рождении, неграждан, беженцев, лиц, перемещенных внутри страны, и других обездоленных и малообеспеченных групп;

активная кампания против коррупции, которая должна сопровождаться существенным увеличением заработной платы учителей;

в рамках любой модели независимой школьной системы, финансируемой в соответствии с заранее установленными принципами, принятие планов финансирования в интересах малообеспеченных, что создает для школ стимул принимать таких учащихся и заботиться о них;

укрепление потенциала, необходимого для планирования, управления, мониторинга и предоставления образовательных услуг, в поддержку реформы на центральном, субнациональном, школьном и общинном уровнях.

Перейти от формулы “Образование: одним больше, другим меньше” к формуле “Образование для всех” – значит разорвать порочный круг, который предполагает отсутствие доступа к качественному школьному образованию на разных уровнях для детей из различных обездоленных групп населения. Это значит отойти от практики распределения государственных расходов, усиливающей неравенство, к практике, противодействующей неравенству. Нельзя ответственность за это всецело переложить на местные органы власти, местную общественность, школы и родителей. Только центральное правительство может создать условия, которые обеспечат образование для всех.

–  –  –

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ И КОНТЕКСТ

Методология и структура доклада

Глобальный контекст: программа международных учреждений в отношении реформирования..........

Преобразования и подъем экономики

Государственные расходы

Уровень жизни

Неравенство

Безработица

Бедность

Ожидаемая продолжительность жизни

Население школьного возраста

Международная миграция

Вооруженный конфликт

Детский труд

Основные выводы

ОБРАЗОВАНИЕ: ОДНИМ БОЛЬШЕ, ДРУГИМ МЕНЬШЕ?

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ГЛАВА 1

ВВЕДЕНИЕ И КОНТЕКСТ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ И КОНТЕКСТ

В 1998 году Исследовательский центр ЮНИСЕФ “Инноченти” опубликовал региональный мониторинговый док лад Образование для всех?, в котором задавался вопрос, является ли “образование для всех” реальностью в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств. В докладе спрашивалось:

Все ли дети получают такое образование, на какое они имеют право и значение которого столь велико для строительства нового общества и экономики, в условиях которых они будут жить? 1 В дополнение к некоторым положительным реформам в области образования в докладе также указывается на ряд тревожных изменений, происшедших с начала переходного периода, включая следующие:

Расходы из семейного бюджета на образование детей возросли, причем зачастую весьма резко.

Качество школьного образования ухудшилось.

Охват образованием и школьная посещаемость нередко сокращались, особенно в менее развитых частях региона.

Возросла степень селективности и конкуренции, свидетельством чего служит создание элитарных, лучше финансируемых средних школ верхней ступени и частных школ.

Война и межэтнические конфликты в некоторых странах безжалостно лишили тысячи детей возможности учиться.

Многим молодым людям по окончании школы или высшего учебного заведения угрожает безработица, несмотря на то что образование положительно влияет на возможность занятости и получения доходов.

Эти изменения отражают заметный рост неравенства в объеме и качестве предоставляемого образования.

Более всего пострадали дети из некоторых этнических меньшинств, дети из семей, попавших в водоворот войны, и из малообеспеченных семей в сельских районах. Возросло неравенство в образовании между странами, причем системы образования в странах Закавказья и Центральной Азии пострадали в гораздо большей степени, чем в Центральной и Восточной Европе.

Цель настоящего исследования – изучить, в какой мере по-прежнему сохраняется и превалирует тенденция к обеспечению “образования одним больше, другим меньше”, вместо того чтобы стремиться к “образованию для всех”. В исследовании анализируется, насколько внутри стран и между странами возросло неравенство в доступе к высококачественному образованию, в уровне обучения и в возможностях на рынке труда. Особое внимание уделяется более бедным странам региона и Турции. Важным контекстом для проведения исследования стали цели в области развития Декларации тысячелетия, относящиеся к образованию: считается, что три страны в регионе (Грузия, Молдова и Таджикистан) вряд ли достигнут ЦРДТ-2 (обеспечение всеобщего начального образования) к 2015 году, а две страны (Таджикистан и Турция) не сумели выполнить к 2005 году первую основную задачу в рамках ЦРДТ-3 (ликвидация гендерного неравенства в сфере начального и среднего образования).

Что касается политики, то в настоящем исследовании вновь рассматриваются Двенадцать шагов по пути к образованию для всех (вставка 1.1), которые в докладе 1998 года были представлены как “основные направления политики по расширению возможностей и повышению качества образования для детей, находящихся в менее благоприятном положении, и, следовательно, по уменьшению различий в доступе и в получении образования” 2. В исследовании ставится вопрос, в какой степени были реализованы эти Двенадцать шагов и какие дополнительные меры необходимы сегодня.

ОБРАЗОВАНИЕ: ОДНИМ БОЛЬШЕ, ДРУГИМ МЕНЬШЕ?

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Вставка 1.1. Двенадцать шагов по пути к образованию для всех

1. Методы обучения, поощряющие участие и развитие личности.

2. Пересмотр практики распределения по разным потокам и отбора детей в школах.

3. Справедливые системы экзаменов, позволяющие каждому ребенку продемонстрировать свои успехи в учебе.

4. Возврат к усилению внеклассной поддержки со стороны школ.

5. Расширение участия родителей и местной общественности в обучении.

6. Исследование в области детского труда и его связи со школьной посещаемостью и учебой.

7. Уделение большего внимания доступу к образованию и качеству образования для детей из малообеспеченных семей.

8. Интеграция детей с ограниченными возможностями в обычные школы.

9. Учет потребностей этнических меньшинств.

10. Поощрение различных путей развития детей в раннем возрасте в самом широком смысле.

11. Должный контроль из центра за руководством школами на местах, включая учебные программы.

12. Необходимые финансовые трансферты местным органам власти, имеющим слабую финансовую базу.

Принято считать, что уровень высшего образование в странах СНГ, не соответствует уровню образования «Советских лет». Редакция SNG . TODAY , не умоляет заслуги советской высшей школы, но, тем не менее, решила разобраться, на каком уровне высшее образование было тогда и что с ВУЗами СНГ происходит сегодня.

Вузы СССР делились на Институту и Университеты их общее число на середину 80-х годов прошлого века, фактически закат союза, было примерно 600. Институты специализировались на подготовке специалистов технического профиля. Университеты отвечали за подготовку специалистов гуманитарного профиля. Высшая школа, так же была и местом для науки, многие изобретения и научные труды рождались именно на исследовательской базе советских ВУЗов. Среди общемировых заслуг советской высшей школы можно назвать систему заочного образования, которое впервые было внедрено именно в СССР. По открытым данным ресурса "Статистика российского образование" в СССР с 70-е по 90-е годы высшее образование получило более 10% населения Союза.

Сегодня в странах СНГ функционируют более 2500 тысяч высших учебных заведений, реальная цифры учитывающие все филиалы всех ВУЗов Содружества к сожалению не поддаются подсчету. Больше, не всегда лучше. Попробуем разобраться, в какой стране СНГ больше всего ВУЗов, где больше всего людей с высшим образованием и по каким правилам живет Высшая школа в СНГ.

Настоящий бум высшего образования, по масштабам открытия новых ВУЗов и филиалов старых в Российской Федерации в 90-е начале 2000-х годов поражает. Сегодня в стране ведется политика по сокращению и укрупнению ВУЗов. На базе ведущих вузов регионов России было создано 10 Федеральных университетов, в состав которых вошли порядка 40 ВУЗов. Рособрнадзором РФ ведется настоящая борьба с засильем учебных заведений сомнительного уровня. С начала 2014 года по март 2016 года было сокращено количество аккредитованных учебных заведений страны фактически на половину с 2448 до 1450 . Возможно, и из-за засилья в стране вузов средней руки, по данным переписи 2010 года, имеющим высшее образование, назвал себя каждый четвертый взрослый житель России. Если говорить об уровни образования в России, то он довольно высок, подтверждение этому тезису можно найти в рейтинге вузов стран СНГ подготовленном рейтинговым агентство RAEX («Эксперт РА») в 2014 году.

«А» - исключительно высокий уровень подготовки выпускников;

«В» - очень высокий уровень подготовки выпускников;

«С» - высокий уровень подготовки выпускников;

«D» - приемлемый уровень подготовки выпускников;

«Е» - достаточный уровень подготовки выпускников.

Российские ВУЗы в рейтинге забрали себе 95 мест. При этом высшего рейтинга «А» был удостоен только Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Высокий уровень российского образование ценят и иностранные студенты, так по данным за 2016 год 5% от общего числа студентов России составили иностранцы, а это более 240 тысяч человек.

Не обошел бум роста ВУЗов и Украину . Свою независимость страна встречала, имея в наличии 149 учебных заведений высшей школы. В конце 2015 года в стране насчитывалось 520 ВУЗов государственной формы собственности и 144 частных. Из этой россыпи ВУЗов, только 33 удостоились попадания в рейтинг «Эксперт РА». Самую высокую строчку в рейтинге (2 место в группе «В») занял Киевский национальный университет имени Т. Шевченко. Точных данных по количеству жителей Украины с высшим образованием нет, последняя перепись в стране проводилась 16 лет назад в 2001 году. Тем не менее, учитывая, что количество людей ежегодно поступающих в вузы в стране превосходит количество людей заканчивающих школы, можно предположить, что данная цифра соизмерима с уровнем образования в России, а может и даже превосходит. Так, по данным Европейского социального исследования, в 2010 году процент людей в группе от 25 до 39 лет с высшим образованием в Украине превысил 40%.


Киевский национальный университет имени Т. Шевченко / Источник фото:univ.kiev.ua

Высшие образование в Украине для себя выбрали более 63 тысяч иностранных студентов, треть из них жители стран содружества. Основным плюсом при выборе украинских ВУЗов иностранцы называют возможность получить образование на русском языке по более приемлемой цене, чем в России.

Белоруссия с ее 55-ю функционирующими ВУЗами, на конец 2016 года, кажется страной, которую обошла проблема роста ВУЗов с низким уровнем подготовки кадров. Это утверждение можно считать верным, если учитывать что в 80-90-ые годы прошлого века в Белорусской ССР начитывалось порядка 30 ВУЗов. Из 55-ти ВУЗов,45-ть, это ВУЗы с государственной формой собственности и 10 частных университетов. Вузы в стране жестко структурированы по классам и уровням, так, в стране есть два ведущих ВУЗа в национальной системе образования это - Белорусский государственный университет, который занял первое место в группе «В» рейтинга «Эксперт РА» и Академия управления при Президенте Республики Беларусь, которая своего места в рейтинге не нашла. Общее число ВУЗов РБ в выше упомянутом рейтинге - 10. Статус ведущего ВУЗа - титул закрепленный законодательно, среди профильных ВУЗов есть один ведущий. Высшее образование для белорусов, закончивших школы за годы независимости, стало фактически обязательным этапом жизни, практически каждый молодой человек после школы поступает в ВУЗ. По этому показателю Белоруссия в числе мировых лидеров- 91,5% страна уступает только Финляндии, США и Южной Корее.

А по количеству студентов на каждые 10000 жителей Белоруссия лидер среди стран СНГ, в стране их 417,к примеру, в России их только 394 студента.

Если в Белоруссии негосударственные ВУЗы - редкость, то в Казахстане их напротив, даже больше чем государственных. Из 127 ВУЗов страны 72 частные ВУЗы. Казахстан одно из первых государств СНГ, приведших свою систему в соответствие болонскому процессу. Уже в 1994 году был утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан, который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров. Сегодня, абитуриентами в стране ежегодно становятся более половины выпускников школ, государство оплачивает обучение 30% поступающих. Многие бывшие школьники выбирают для себя обучение за границей, так по данным UNESCO 48,875 жителей Казахстана получают высшее образование не у себя в стране. Согласно статистическим данным, на начало 2015-2016 учебного года общая численность студентов в Казахстане составляет 459 369 человек. Обучение в Казахстане для себя выбрали 10,4 тысяч иностранных студентов. Большинство студентов прибыло из Узбекистана, Китая, России, Монголии. Из 127-ми ВУЗов страны в рейтинге «Эксперт РА» упоминается 9 учебных заведений. Самую высокую строчку в рейтинге занял Казахский национальный университет имени аль-Фараби, расположившийся на 5 строчке ВУЗов в классе «С» с высоким уровень подготовки выпускников.

Узбекистан после обретения независимости обладал на своей территории 42 ВУЗами и в отличие от многих стран СНГ не подвергся бурному росту новых учебных заведений. Ситуация с высшей школой в Узбекистане развивалась по другому сценарию. Многие крупные ВУЗы страна, были разукрупнены. Так на базе Ташкентского политехнического института было открыто 3 ВУЗа, на базе Ташкентского института народного хозяйства образованы два новых учебных заведения. Путем подобного менеджмента, на сегодняшний день, Узбекистан готовит специалистов с высшим образованием в 59 ВУЗах на всей территории страны. Особенностью образования в Узбекистане можно назвать направление, подготовки которого выбирают абитуриенты.

При поступлении, если в подавляющем процентном случае, в уже обозреваемых странах, школьники поступаю на юридические или экономические специальности, то 50 % выпускников узбекских ВУЗов - это педагоги. Из-за бурного роста экономики страны и увеличение в структуре ВВП Узбекистана сферы услуг и снижения доли сельского хозяйства, система образования сложилось не соответствуя запросам рынка к кадрам выпускающихся из ВУЗов страны. Высшее образование не носит в стране массового характера. В 2016/2017 учебных годах план приема на бакалавриат, утвержденный постановлением Президента составлял 57907 человек, а на магистратуру – 5000, всего 62907 человек. При этом школу в этом же году закончило более 500 тысяч человек. Средний конкурс в вузах страны составил 12 человек на место. Система высшего образования Узбекистана нашла свое место и в рейтинге «Эксперт РА», два ВУЗа заняли свои места в классе «D» это - Национальный университет Узбекистана имени М. Улугбека и Самаркандский сельскохозяйственный институт.

Еще одной странной в рейтинге с двумя ВУЗами являться Молдавия . Международный независимый университет Молдовы и Молдавская экономическая академия, так же как и ВУЗы Узбекистана расположились в классе «D». Высшее образование Молдовы живет в европейском духе, как и все страна, которая долгое время идет в сторону евроинтеграции. Страна является частью болонского процесса, по истечению 4-летнего обучения вы получите диплом лицензиата (не бакалавра), а окончив, еще два года станете магистром. В стране действует 29 ВУЗов, из них 16 государственных.


Молдавская экономическая академия/источник фото:ase.md

Количество студентов, получающих образование в стране, согласно официальной статистике за последние 5 лет, сократилось на 30 процентов до 75 тысяч человек. Обучение по европейским стандартам Молдовы ежегодно выбирают и иностранные студенты, сейчас их более 4 тысяч человек. Большинство приезжих студентов – 2300, получают образование в Государственном университете медицины и фармакологи. Молдавию, как страну для получения высшего образования выбирают в основном абитуриенты из Израиля, Румынии, Украины, Турции и Индии.

Есть проблемные места и в высшей школе Кыргызстана . Страна задержалась с переходом к двухуровневой системе образования и стала участником болонского процесса только в сентябре 2012 года. Получить высшее образование в РК можно в 54 ВУЗах страны, которые ежегодно выпускают порядка 240 тысяч дипломированных специалистов, львиная доля (90%) которых после учебы не может трудоустроиться по специальности. Среди явных проблем высшего образование КР помимо засилья ВУЗов, можно назвать нехватку кадров, только 10% преподающих имеют ученую степень и низкие зарплаты преподавателей. Из 153 ВУЗов, вошедших в рейтинг ВУЗов СНГ, подготовленный «Экспертом РА», только один ВУЗ представляет Киргизию - это Кыргызско-Российский славянский университет, расположившийся в середине, класса «D» рейтинга.

Еще одной странной, попавшей в список рейтинга «Экспертом РА» с одним ВУЗом является Азербайджан . Бакинский государственный университет лидер в классе «D» рейтинга. Образованию в Азербайджане уделяется не малое внимание, прежде всего финансовому. Страна в структуре своего бюджета уделяет второе место именно образованию, уступая первую строчку армии. ВУЗы Азербайджана - это 49 учебных заведений, которые готовят специалистов по двухуровневой болонской системе и готовы принимать иностранных студентов. Обучение в университетах Азербайджана ведётся на трёх языках: азербайджанском, русском и английском.


Бакинский государственный университет/источник фото:kavkaznews.az

А для иностранных студентов, показавших успехи в учебе, предполагается президентская стипендия 800 долларов США, к слову, стоимость года обучения в вузах этой страны варьируют от 700-1000 долларов.

В соседней Армении функционирует порядка 68-и ВУЗов и филиалов, где студентам предлагают получить образование так же в рамках болонской системы. ВУЗы страны хоть и не попали в рейтинги лучших ВУЗов стран СНГ, тем не менее не отметить такие учебные заведения, как Ереванский государственный университет, Американский университет Армении и Российско-Армянский (Славянский) университет. Все три ВУЗа были отмечены в шорт-листе Webometrics - системе рейтинга мировых университетов, основанной на комбинированном показателе, учитывающем как объем веб-содержимого (количество страниц и файлов), так и видимое влияние этих публикаций по числу внешних цитат. Армению, как страну для получения высшего образования выбирают и иностранные студент, по данным министерства образования и науки Армении в 2016 году в стране училось 3638 студентов из 35 стран мира. Большинство из них приехало на обучение из Грузии (1545), России (1181) и Сирии (489).

Таджикистан - страна в которой работает 39 ВУЗов, которая так же стала участником болонского процесса. Высшее образование в РТ страдает от несоответствия запросам рынка труда в стране. В Таджикистане ощущается недостаток педагогических кадров. Так, по данным на 2015–2016 учебный год отделами образования РТ было подано 3715 заявок о нехватке специалистов. Проблему нехватки кадров в республике пытаются решить обучением студентов за рубежом (в основном в России). Среди ВУЗов страны все тот же Webometrics отмечает Таджикский технический университет, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова и Российско-Таджикский (Славянский) университет. Редакция сайт со своей стороны отметила бы, что в стране функционируют филиалы российских ВУЗов, а именно, МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского энергетического института и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

Страной, закрывающей наш обзор стал Туркменистан , страна с уникальной системой образования. Дело в том, что в это стране нет частных ВУЗов и соответственно, не было и искусственного профицита на рынке высшего образования. Уровень развития страны позволил наращивать интеллектуальный потенциал страны за счет поступающих. Выходя из ВУЗов, бывшие студенты не испытывают проблем с поиском работы. Университеты Туркменистана дают своим студентам осуществить выбор своей будущей специальности из широкого спектра направлений обучения. И постоянно пополняется новыми, современными и актуальными профессиями, которые имеют спрос на рынке труда.

Большое число студентов из Туркменистана получают образование за рубежом, около 55 тысяч человек, тем самым, повышая общий уровень подготовки специалистов на предприятиях страны до мирового уровня.

Подводя итог нашему обзору можно выделить общие проблемы, с которыми столкнулись страны Содружества после обретения независимости. Система образования в СССР, хоть и вызывает ностальгирующие чувства у большинства граждан СНГ, но, тем не менее, оставила после себя ряд проблем, которые требовали незамедлительного решения молодыми государствами. Среди них не возможно ни выделить неподготовленность ВУЗов к запросам меняющегося рынка труда, не охваченность востребованным высшим образование широких масс населения в странах СНГ и как следствие не хватки квалифицированных кадров для подготовки выпускников ВУЗов. И,наверное, главная проблема - это свой путь высшей школы в СССР, интеграция стран в двухуровневую болонскую систему образования - это настоящая головная боль для всех министерств образования в странах СНГ.