Российский предприниматель парфюмер и меценат французского происхождения. Литературно-исторические заметки юного техника

17.10.2017 0 4418

Франция, начиная со второй половины прошлого тысячелетия, была законодателем в производстве «цветочной воды», именуемой духами и одеколонами.

Сначала это новшество появилось потому, что дамы и кавалеры брезговали водными процедурами, а резкий аромат немного маскировал запах немытых тел.

В начале 1861 года в Москве появился коммивояжер из Парижа. Несмотря на молодость, 25-летний Генрих Брокар сразу же приглянулся владельцу «мыльной фабрики» Константину Гику, который, ознакомившись с рекомендательными письмами, сразу же предложил гостю занять место «заведующего парфюмерными работами» на его производстве сроком на три года.

«Мыло черно, но моет бело»

Определенный опыт у молодого предпринимателя был - его отец Атанас Брокар еще в начале XIX века основал в Париже парфюмерное производство, продукция которого пользовалась неплохим спросом у местных модников.

Впрочем, Генрих Афанасьевич (так Брокара стали называть на русский манер) не торопился. Прирожденный маркетолог, он внимательно изучал российский рынок.

За время работы у Гика Брокар не только занимался непосредственными обязанностями, но и экспериментировал с рецептами духов. Одна из комбинаций оказалась настолько удачной, что ее формулу приобрела французская парфюмерная фирма, выплатив изобретателю 25 тысяч франков.

Этой суммы хватило для того, чтобы организовать небольшое предприятие по производству мыла, на котором, кроме владельца, трудились еще мастер и рабочий. А еще верной помощницей Брокара стала молодая жена Шарлотта. Именно она обратила внимание супруга на востребованность «народного мыла».

Шарлотте хорошо была известна любовь русских к помывкам в бане. Но если знать использовала дорогое мыло, привезенное из Европы, то простолюдины пользовались «черным», основным компонентом которого была щелочь, приготовленная из печной золы.

Шарлотта безапелляционно заявила: «Предметы личной гигиены могут и должны быть не роскошью, а средством, доступным для всех слоев населения».

«Цветочный» и другие

Продукция имела успех, поэтому барыши, полученные от продажи мыла, Брокар пустил на покупку новых производственных мощностей, Вскоре Брокар составил рецепт одеколона «Цветочный», известный не одному поколению российских и советских людей.

Его он представил на Российской промышленной выставке 1882 года оригинальным способом: построил фонтан, который вместо струй воды извергал одеколон, и любой посетитель мог набрать в емкость ароматную жидкость.

Чуть позже Брокар создал не менее известную «Персидскую сирень», которая получила золотые медали на выставках в Париже, Брюсселе и Чикаго.

С этого момента парфюмер становится официальным поставщиком дочери императора Александра II великой княгини Марии (герцогини Эдинбургской), испанского королевского и российского императорского дворов.

Но для отечественных монархов Брокар приготовил отдельный сюрприз. Во время одного из приемов он преподнес герцогине Эдинбургской букет цветов, выполненных из воска и украшенных полудрагоценными камнями. Причем каждый из цветков - роза, ландыш, фиалка и нарцисс - источал свой аромат.

На этой основе вскоре появились на свет уникальные духи «Букет императрицы», а с 20-х годов прошлого столетия долгое время они выпускались под названием «Красная Москва».

Популярность товарищества «Брокар и Ко» росла, скоро его магазин открылся на Красной площади. Стены магазина-салона украшали картины, приобретенные Брокаром у антикваров или на Сухаревском рынке, которые по своей ценности могли бы пополнить коллекцию Эрмитажа или Третьяковской галереи.

Друзья часто спрашивали Генриха Афанасьевича: не хотел бы он вернуться на родину? На что парфюмер отвечал: «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России».

Эти слова оказались пророческими. Постоянно лично соприкасаясь с химическими реактивами, Брокар получил болезнь легких. В декабре 1900 года он отправился на лечение в Канны, где и скончался. А похоронили «русского парфюмера» в местечке Провен, неподалеку от Парижа.

Сергей УРАНОВ, журнал "Загадки истории", №16, 2017

История компании Брокард началась еще в середине XIX века, когда сын известного французского парфюмера Атанаса Брокара Генрих в 1861 году приехал в Россию искать свое счастье и спустя три года основал собственное мыловаренное дело. С детства подготовленный отцом к профессии «нюхача», Генрих неплохо разбирался в производстве ароматов и обладал куда более необходимыми качествами для достижения успеха: здравым смыслом, упорством и коммерческим чутьем. Все это позволило потомкам называть Генриха «абсолютным гением рекламы».

Генрих Брокар с женой Шарлоттой

В Москве Генрих Афанасьевич Брокар сначала получил место лаборанта на одной из парфюмерных фабрик. Француз-лаборант, знающий секреты технологии и парижскую парфюмерную моду, был значимой фигурой. Для него эта работа стала способом познакомиться со страной, которую он собирался покорить.

В процессе работы Генрих создал технологию изготовления концентрированных духов, внедрение которой сулило большие прибыли. Не имея возможности самостоятельно использовать это открытие, он продал ноу-хау французской фирме «Рур Бертран», а на вырученные 25 тыс. франков организовал собственное предприятие.

В 24 года француз открыл свою первую мыловарню, которая располагалась в конюшне, где три работника производили в день от 60 до 120 кусков мыла. Брокар надевал свой лучший костюм и на пролетке развозил товар по мелочным лавкам.

По совету жены, выросшей в России бельгийке Шарлотте Реве, которая стала настоящим партнером мужа в производстве, на каждом куске мыла стали печатать буквы русского алфавита, а само мыло делать в форме рыбки, зайчика, морковки. Мыло назвали «Детское» и стоило оно всего копейку.

«Копеечное» мыло пришлось народу по вкусу - и дешевое, и на вид оригинальное, можно как гостинец детям с ярмарки привозить. Дела Брокаров пошли в гору. Да так, что уже осенью 1869 года они перебрались в собственный особняк на Мытной улице, а по соседству приобрели еще несколько домов - для фабрики.

Идея, превратившая лабораторию Брокара в одно из крупнейших предприятий России, заключалась в том, что мыть руки с мылом и благоухать одеколоном могут не только представители социальной элиты. Выпуск «Народного мыла» (именно эти слова были написаны на этикетке), кусок которого стоил одну копейку, произвел настоящую сенсацию. Самое многочисленное сословие становится потребителем брокаровской продукции.

Парфюмерия для Брокаров стала не просто способом зарабатывания денег, но и настоящей страстью. Шарлотта Андреевна занималась дизайном упаковки, придумывала название для продукции и прекрасно вела переговоры. Помимо мыла на фабрике стали производить пудру «Лебяжий пух», помаду «Румяш крем «Снежинка». Все в ярких упаковках, с красивыми этикетками, которые народ расклеивал на стенах и коллекционировал, словно открытки. Созданное Генрихом «Товарище парфюмерного производства в Москве Брокар и компания» господствовало на российском рынке.

Трудно сказать, Генриху или Шарлотте первому пришла идея составлять наборы, предназначен для демонстрации образцов товара. Эти наборы в нарядной упаковке вскоре стали самой популярной продукцией фирмы. С тех пор стало принято комбинировать изделия, создавая из них серии, или, как теперь принято выражаться, линии.

Однако честолюбивый Генрих мечтал выпускать духи, которые смогут конкурировать с самыми известными французскими. Посетив ряд европейских производителе парфюмерии и обеспечив поставки цветочных эссенций, Генрих Афанасьевич приступил к выпуску одеколона «Цветочный», выход в свет которого сопровождался эффектной рекламной акцией. На Всероссийской промышленно-художественно выставке 1882 года был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Посетители бросали в фонтан платки и пиджаки, а потом долго благоухали как цветы. Так же, как и «Народное мыло», «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России.

одеколон "Цветочный"

Когда в столицу пожаловала Великая княжна Мария Александровна, на приеме в Кремлевском дворце Генрих решил пойти «ва-банк». Низко кланяясь, он преподнес высокой гостье изысканный букет из… воска. Когда княжна наклонила голову к цветам, ее восхищению не было предела - искусственные розы, ландыши, нарциссы благоухали, как настоящие, каждый своим ароматом! На изумленные возгласы княжны, что такого чуда она не встречала во всей Европе, Брокар скромно произнес: «В Европе - нет, а в Москве - есть».

Этот шаг стал для Брокара единственно верным, так как уже через неделю он был удостоен звания поставщик Российского Императорского двора, а оборот фирмы увеличился в 40 раз.

Хотя Брокаровская парфюмерия регулярно получала призы и дипломы на международных выставках, на фирме работали лучшие технологи Европы, завоевать место на рынке элитной парфюмерии было непросто. Брокар изобрел изящный способ продемонстрировать покупателям, что они ничего не понимают в хороших духах. В присутствии свидетелей в брокаровские флаконы были разлиты духи одной из наиболее известных французских фирм «Любрэн». Духи поступили в продажу, однако значительная часть флаконов была возвращена в магазин с жалобой на низкое качество. Привередливые покупатели были публично уличены в неспособности самостоятельно определить качество духов. Эта история широко использовалась для доказательства того, что российская парфюмерия на самом деле не уступает французской.

В 1889 году на выставке в Париже представленные Брокаром духи «Персидская сирень» получили «Гран-при». После ошеломляющего триумфа во Франции они стали «парфюмом номер один» и в России. «Персидская сирень» целых три де­сятилетия пользовалась огромным спросом у всех слоев населения. Эти духи считались признаком тонкого вкуса и хорошего тона. Наконец Генрих добился своей цели: он стал парфюмером с мировым именем, а оборот фирмы составлял в середине 1900 года 2,5 миллиона рублей.

Однако в год триумфа у Генриха стала пошаливать печень - профессиональный недуг парфюмеров, на лечении в Каннах в возрасте 64 лет «маэстро запахов» не стало.

К 1917 году фирма Брокар, возглавляемая после его смерти сначала Шарлоттой, а затем их детьми, достигла зенита. Обороты её выросли в 750 раз. Да и после 1917-го, уже без упоминания основателя, продукцию фирмы продолжали выпускать десятки советских лет. С того памятного дня 1864 года, когда из бывшей конюшни в Теплом переулке на улицу впервые донесся аромат душистого мыла, прошло без малого 140 лет. Однако и сегодня это имя продолжает свою историю. Вернее, это уже совсем другая история, но которая является не менее достойным, чем начало, продолжением самого прекрасного в мире дела: делать людей красивыми. И имя у этого дела сегодня - Брокард Парфюмс.

Современный концерн Brocard Parfums GmbH, сохранив традицию служения красоте, представляет самую крупную на сегодняшний день в Украине сеть мультибрендовых магазинов парфюмерии и косметики BROCARD). Каждый магазин, сохраняя корпоративный стиль, имеет свою изюминку в оформлении интерьера, что делает пребывание в нем удовольствием. В каждом из них представлены линии известных мировых брендов - самый широкий ассортимент парфюмерной и косметической продукции в широчайшем ценовом сегменте.

Прошедшие стажировку у представителей брендов продавцы-консультанты всегда готовы прийти на помощь в определении так­тики ухода за кожей лица и тела и выработке «стратегии обольщения». Уходя традициями в XIX век, BROCARD и сегодня дарит всем клиен­там не только первоклассную продукцию на любой вкус и кошелек, но и прекрасное настроение.

(1900-12-16 ) (61 год) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар (1836, Париж - 3 декабря 1900, Москва) - российский предприниматель-парфюмер и меценат французского происхождения. Коллекционер живописи и произведений искусства.

Биография

Происходил из богатой семьи французского парфюмера Атанаса Брокара. Из-за конкуренции семья парфюмера уехала в Америку, в 1850 году вернулась во Францию. В 1861 году переехал в Россию, сохранив при этом французское подданство. Он был приглашён на парфюмерную фабрику промышленника Гика, но вскоре решил основать своё собственное производство.

Брокар и Ко

Капитал для открытия собственной фабрики в Москве Брокар получил, после того, как продал известной французской фирме "Рур Бертран" своё открытие (новый способ изготовления концентрированных духов) за 25.000 франков. 15 мая 1864 г. состоялось открытие предприятия Брокара в Теплом переулке в Москве. Изначально на предприятии работало всего три человека (сам Генрих Брокар, ученик Брокара А.И. Бурдаков и рабочий Герасим). Фабрика вырабатывала всего 60-120 кусков мыла в день. Первым продуктом, которые стала выпускать фабрика, стало "Детское мыло" (на каждом куске был оттиск буквы русского алфавита).

После того, как продукция предприятия удостоилась двух наград на российских выставках и почётного диплома в Филадельфии, его фирма "Брокар и Ко" ("Товарищество Брокар и Ко" основано в 1871 г., ныне «Новая заря ») удостоилась звания поставщика Великой Княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской с правом "употреблять на вывеске вензелевое изображение Имени Её Императорского высочества". Было открыто два магазина фирмы: первый в 1872 г. (Никольская улица, Дом Бостанжогло), второй в 1878 г. (Биржевая площадь, дом Троицкого подворья).

Продукция фирмы Брокара пользовалась огромной популярность. Появились новые виды мыла: "Глицериновое", "Народное" (1 копейка за кусок), "Мятное мыло", "Русское мыло", "Кокосовое мыло" и т.д.

На Всемирной выставке в Париже в 1878 г. продукция компании удостоилась бронзовой медали. В 1882 г. Товарищество "Брокар и Ко" удостоилась высшей, золотой медали на Промышленно-Художественной выставке в Москве, где был представлен, изобретённый Брокаром "Цветочный одеколон".

Реклама

Успеху продукции фирмы "Брокар и Ко" способствовало то, что стоимость мыла была очень низкой, и покупать его могли широкие слои населения. Кроме того, компания Брокара стала известна своими нестандартными по тем временам рекламными шагами. Например, была выпущена нарядная коробка с парфюмерным набором (всего 10 предметов), которая стоила всего 1 рубль.На выставке в Москве Брокар для рекламы своего изобретения установил фонтан "Цветочного одеколона", попробовать который мог любой желающий. Чтобы убедить обеспеченного покупателя, что российские духи могут быть не хуже французских, Брокар также прибегал в разным маркетинговым ходам. Чтобы обезопасить свою продукцию от подделок, на фирме Брокара стали использовать особую торговую марку, которую наклеивали на все товары.Оборот фирмы к 1900 г. составил 2,5 млн. рублей.

Изобретения. Коллекционирование

Генрих Брокар известен также как изобретатель: открыл новый способ изготовления концентрированных духов, изучал воздействие духов на человеческие эмоции, придумал несколько новых ароматов, первым в России начал производство цветочного одеколона. Духи "Персидская сирень", изобретённый Генрихом Брокаром, пользовались огромным успехом и популярностью. За них фирма Брокара удостоилась "Большой золотой медали" на Всемирной выставке в Париже 1889 г. .

Был известен как коллекционер: с 1872 года собирал художественные изделия из бронзы, фарфор и керамику, ежегодно выставляя свои коллекции и тратя все доходы от этих выставок на благотворительность. Кроме того, собрал большую коллекцию картин фламандских художников.

Семья

Супруга,Шарлотта Андреевна Брокар, во всём помогала мужу. У пары были дети - сыновья и дочь. Генрих Брокар прожил в Москве 39 лет . Врачи настояли, чтобы он уехал лечиться в Канны, где и умер в декабре 1900 года. Похоронен в фамильном склепе в городе Провен под Парижем.

"Товарищество" после смерти Генриха Брокара

После смерти Генриха Брокара дело продолжили его жена, сыновья и дочь. В 1913 г. "Товарищество Брокар и Ко" удостоилась звания поставщика Двора Его Императорского Величества. К празднованию трёхсотлетия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом.

Награды фирмы Генриха Брокара

  • 1865 г. Выставка русских производств в Москве - "Серебряная медаль"
  • 1870 г. Выставка в Москве- "Большая серебряная медаль"
  • 1878 г. Всемирная выставка в Париже - "Бронзовая медаль"
  • 1882 г. Промышленно- Художественная выставка в Москве - "Золотая медаль"
  • 1883 г. Торгово-Промышленная выставка в Риге - "Серебряная медаль"
  • 1883 г. Всемирная выставка в Ницце - "Золотая медаль"
  • 1884 г. Всероссийская выставка в Одессе - "Большая серебряная медаль"
  • 1884 г. Всемирная выставка в Бостоне - "высшая награда"
  • 1885 г. Всемирная выставка в Антверпене - "Золотая медаль"
  • 1885 г. Серебряная медаль от Парижской Национальной Академии
  • 1885 г. Международная выставка в Париже - "Золотая медаль"
  • 1887 г. Всероссийская Горная выставка в Екатеринбурге - "Серебряная медаль"
  • 1889 г. Всемирная выставка в Париже - "Большая золотая медаль"
  • 1890 г. Международная выставка в Мадриде - "Золотая медаль"
  • 1890 г. Казанская выставка - "Высшая награда (почётный диплом и звезда)"
  • 1896 г. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде - "Высшая награда (Государственный герб)"
  • 1900 г. Всемирная выставка в Париже - "Высшая награда"

Галерея

    Brokar,c.1900.Unknown artist.jpg

Напишите отзыв о статье "Брокар, Генрих Афанасьевич"

Литература

  • Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. Кн.2. - М, 2010.
  • Золотой юбилей товарищества Брокар и Ко. - М, 1914.
  • Увлекательный мир Московской рекламы 19-начала 20 в.. - М, 1996.
  • Чумаков В. Русский Капитал. От Демидовых до Нобелей. - М, 2008.
  • Журнал Business Excellence, 2011 г. № 5. Ст. Первый русский парфюмер

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Брокар, Генрих Афанасьевич

Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

Пожалуй, каждый отец мечтает о том, чтобы сын продолжил его дело. В 1836 году в городке Ландревилль появился на свет Анри Брокар. В этот день родилась мечта у Атанаса Брокара, отца мальчика и владельца парфюмерной лавки в самом центре Парижа. По мужской линии в этой семьи были люди с изысканными вкусом, дед Анри был виноделом, этой мечте суждено было сбыться.

Хронология развития Брокаръ и Ко

  • 1861 год – Анри Брокар приезжает в Москву, ему 24 года, из знакомых у него только друг отца. Бизнес Атанаса в Париже не выдержал высокой конкуренции, он отправил своих сыновей осваивать рынки: младшего в Россию, старшего в США.
  • 1864 год – открыто первое предприятие Брокара, которое располагалось по адресу: г. Москва, Хамовники, Теплый переулок, до этого помещение использовалось под конюшни. К работе приступили всего двое рабочих: Герасим и Алексей, но Генриху Афанасьевичу (имя Брокара, под которым он жил в России) еще предстояло зарегистрировать предприятие. На тот момент профессия парфюмера не значилась в разрешительных документах, поэтому чиновники зафиксировали в нужной графе «фельдшерский цех».
  • 1872 год – на улице Никольской открываются двери первого магазина. Дело растет и спустя шесть лет появляется второй – на Биржевой площади.
  • 1 of 2

  • 1884 год – продукция Брокара получила Гран-при в Бостоне, в 1885-м – золотые медали в Антверпене и Париже, в 1893-м – вновь Гран-при на Всемирной выставке в Чикаго.
  • 1889 год – на Всемирной выставке в Париже духи «Персидская сирень» получают золотую медаль. Предприниматель не забывает о мужской части аудитории и воссоздает одеколон наполеоновской армии под названием – «Тройной». Это был первый российский одеколон для мужчин.
  • 1896 год – в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке компания получает награды высшей пробы, в этом же году на продукции компании «Брокар и Ко» появилось изображение государственного герба Российской империи.
  • 3 декабря 1900 года в Москве скончался Генрих Афанасьевич Брокар.
  • 1912 год – штат фабрики Брокара насчитывает 1200 рабочих.
  • 1913 год – в честь 300-летия дома Романовых компания выпускает аромат «Любимый букет Императрицы», их продолжают выпускать и сейчас только под названием – «Красная Москва». Брокар удостаивается звания – «Поставщик двора его Императорского величества».
  • 1917 год – национализация компании и обязательная для тех времен смена названия на «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». Последующее изменение наименования на более благозвучное удалось реализовать в результате переговоров сына Генриха Афанасьевича — Анри Мишеля, в 1922 году компанию переименовали в «Новую зарю», в 1925-м возобновился выпуск «Букета императрицы».

Первый парфюмер России

В первой половине XIX века во Франции родился тот, кому предстояло стать одним из самых известных, а потом совершенно забытых дамских угодников. Он угождал и продолжает угождать решительно всем дамам и девицам, вдовам и даже императрицам, невзирая на их возраст, семейное положение и, мало того, даже никогда с ними не встречаясь.

Еще в детстве у Анри Брокара обнаружился невероятный дар, однажды папа Брокар с большим удовольствием подбрасывал вверх своего румяного карапуза, а тот смеялся на руках отца и неожиданно спросил:

Папа, чем от тебя так восхитительно пахнет?

Нежным ароматом духов твоей матушки, - отвечал отец.

Милая, - обратился он к жене, - посмотри, какой у нашего малыша нос! Непременно он станет парфюмером!

Кем же еще ему стать, если все в роду Брокаров были отличными парфюмерами? - заметила тетка Брокара, до того тихонько сидевшая в уголке в кресле.

Вот только как добраться к вершинам парфюмерной славы и хорошим доходам во Франции, где парфюмеров не меньше, чем ёлок в лесу?

Старший Брокар поставил сына на пол, и лицо его помрачнело. Конечно, у мальчика, несомненно, есть талант, да и отец непременно передаст ему некоторые секреты их тонкого, изящного искусства составления изысканных ароматов. Но тётя Жанель, как ни крути, права: парфюмеру пробиться во Франции, считающейся ведущей парфюмерной державой, не так-то просто, даже при солидной поддержке славного имени предков.

Тетя Жанель подала маленькому Анри идею, каждый может загадать желание и увидеть волшебный вещий сон в Сочельник, если Господь ниспошлёт ему благословение, а как раз и был Сочельник. Она предложила ему пораньше лечь спать и хорошенько помолись перед сном.

Утро пришло солнечное, с ясным голубым небом и бодрящей прохладой. Все в семье получили подарки и собрались за праздничным завтраком. Подкладывая на тарелку маленького Анри гусиного паштета, старая Жанель, словно невзначай, поинтересовалась, что он увидел во сне? Малыш ответил, что видел незнакомый, весь заваленный снегом огромный город. Он не знает, как он называется, но это очень далеко от Парижа. И еще он видел странный букет цветов: от них шёл неземной аромат, от которого легко и приятно кружилась голова. Отец поинтересовался, запомнил ли он этот запах, но мать попросила не лишать мальчика сказки.

Анри рос смышленым и предприимчивым молодым человеком. Он получил хорошее образование, разбирался в химии, парфюмерном деле и коммерции, но, как и говорила Жанель, во Франции пробиться на вершину оказалось невероятно трудно. Тогда молодой Анри Брокар решил рискнуть: он попросил денег у отца и сообщил, что уезжает. Отец поинтересовался куда?

И Анри поведал отцу, что его друг Жорж Николь едет в Россию: он намеревается основать в Санкт-Петербурге магазины модного платья. И он решил составить ему компанию в дороге и открыть в Москве парфюмерное дело с производством и собственной торговлей.

Отец подумав, согласился с поездкой, надеясь, что сын не посрамит славного имени Брокаров.

В Москве Андрей Афанасьевич (так по-московски порой величали уроженца Франции, сына парижского лавочника Атанаса Брокара) прожил 39 лет - с 1861 года почти до самой смерти в 1899 году. Именно здесь он добился фантастической популярности и стал одним из самых удачливых предпринимателей пореформенной России.

Россия для парфюмеров выглядела действительно чрезвычайно привлекательно. На Руси были древние банные традиции.
Представители всех сословий неизменно раз в неделю (как правило, в субботу) обязательно посещали бани и парились до изнеможения. Но большинство россиян мылось в ту пору щелоком, изготавливаемым кустарным способом из печной золы. Хорошее мыло завозилось из-за рубежа и было доступно лишь представителям высшего сословия. А народ попроще в лучшем случае пользовался помывочным средством, внешний вид которого вошел в пословицу: "Мыло черно, да моет бело".

Обосновавшись в России, Анри Брокар около полутора лет проработал наёмным технологом в представительстве одной из французских парфюмерных фирм и изобрел новый способ изготовления концентрата духов. Это было очень перспективное открытие, сулившее автору солидные премиальные. Но он совершил непостижимый для коллег поступок - продал изобретение парфюмерной компании "Рур Бертран" за 25 тысяч франков и на вырученные средства, да с секретами от отца и деда, открыл мыловаренную фабрику в Москве. Так Брокар нашел свою рыночную нишу.

Необходимо отметить, что в Москве Анри Афанасьевич совершил и другой крайне важный в своей жизни поступок. Он женился на московской барышне Шарлотте Реве, бельгийке по рождению. С первой же минуты Анри был очарован ею, но вот беда - сердце девушки было уже занято известным певцом. И что же, Брокар отступился? Ничуть не бывало! С видом агнца он приносит на домашний концерт корзину восковых фиалок и просит поставить их на рояль. О эти парфюмеры! Еще Таис Афинская знала тайны привораживающих запахов. А чего стоят духи из жимолости с капельками пота короля, которые заказала своим химикам маркиза Помпадур, чтобы удержать Людовика ХV... Даже Наполеон, просивший Жозефину не мыться перед их встречами, использовал в день по два флакона одной только Кельнской воды (отсюда и название - одеколон), изобретенной флорентийскими монахами еще в 1608 году. Но духи могли стать и ядом, как во времена царственных отравителей семейства Медичи. Правда, в случае с Анри Брокаром до этого, слава богу, не дошло. Как оказалось, запах фиалок пагубно влияет на связки, в результате возлюбленный мадемуазель Шарлотты... опозорился, дав петуха. После чего, естественно, исчез в неизвестном направлении. Через пару месяцев непрерывных ухаживаний хитрый парфюмер признался девушке в любви. Но жалованье жениха в сто двадцать рублей Томаса Равэ совсем не устраивало: «Лотта вам не по средствам!» Однако не тот человек Анри Брокар, чтобы остановиться на полпути. Он едет во Францию и, как уже было сказано, продает там свое ноу-хау французской фирме «Рур Бертран» за двадцать пять тысяч франков. Анри Афанасьевич возвращается в Россию богачом, и осенью 1862 года девятнадцатилетняя Шарлотта выходит замуж.

Возможно, это был самый удачный шаг в жизни Брокара, сильно повлиявший и на его бизнес. Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала новые брэнды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.

Фабрика 25-летнего коммерсанта Анри Брокара открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве. Впрочем, фабрика - громко сказано. Под производственные нужды было спешно подготовлено помещение бывших конюшен. И первые партии мыла выходили из стен, пропахших конским навозом. Сам хозяин непосредственно руководил технологическим процессом и не боялся испачкать руки (сказались уроки американского бизнеса). Кроме него в варке мыла участвовали еще двое - ученик Алексей Бурдиков, будущий известный мастер, и рабочий Герасим.

Детище Брокара выпускало поначалу до 60 кусков мыла в день. Сохранились фамилии первых покупателей - купцов Смирнова,
Дунаева и Дамтина. Но как ни старался новоиспеченный фабрикант, мыло спросом не
пользовалось. Выручка составляла два-три рубля. Что делать? В дело вмешалась Шарлотта. На примере своей приятельницы Долли она знала, что аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции... Значит, решает жена парфюмера, будем ориентироваться на простых людей. Но вот беда - они вовсе не берут мыла. И тогда Шарлотта придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше - с буквами алфавита! По свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по "азбуке Брокара". Для взрослых Брокар также приготовил немало интересного. Изначально он сделал ставку на выпуск мыла для всех социальных групп. "Народное" стоило всего копейку, но это были не устрашающие черные бесформенные куски, а вполне современное душистое мыло аккуратной прямоугольной формы.
Быстро поняв, что борьбы с конкурентами не избежать (из-за границы в Россию начали завозить французское и германское мыло), Анри Афанасьевич освоил выпуск фигурной продукции, дав ей странноватые, но запоминающиеся имена. Кроме того, для взрослых Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокары впервые стали использовать экологически чистые красители растительного происхождения). Такое мыло вполне могло служить, к примеру, гостинцем для мужиков, торгующих на ярмарке... Согласитесь, даже в наши дни парфюмерного изобилия необычное мыло - отличный сувенир, причем как для ребенка, так и для взрослого

Стоило же такое сокровище у Брокара всего одну копейку.

«С этой копейки ты и получишь свой миллион!» - сказала Шарлотта, и оказалась права. Копеечное мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. А за ним и дедушкино кокосовое по пять копеек. Кроме того, Брокар придумал круглое мыло «Шаром», которое вместе с «Народным» получило в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве. Мыло "Шаром" изготавливалось в виде шара в 1 вершок диаметром, "Огурцом" по форме представляло собой самый настоящий огурец и к тому же имело зеленый цвет. На рынок в разное время вышли такие сорта, как "Янтарное", "Медовое", "Розовое", "Греческое" и "Спермацетное". Последние два были подороже (40-60 копеек за кусок) и стали популярны среди наиболее обеспеченной публики. Довольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны для растущего бизнеса. Брокар перенес производство сначала на Зубовский бульвар, затем на Пресню. А в 1869 году за Серпуховской заставой открылась специально построенная фабрика для выпуска косметической и парфюмерной продукции. Душистый товар там производят и по сей день. Сейчас это хорошо известное в стране АО "Новая заря".

Успех брокаровского начинания был фантастическим. Оптовики дневали и ночевали около ворот фабрики, стремясь быстрее заказать новую партию мыла, шампуня или помады (эту продукцию Анри Афанасьевич также начал производить для широких покупательских масс). Продукция московской фабрики начала завоевывать общероссийский рынок. Неудивительно, что появились подделки. Брокар быстро придумал, как с ними бороться, введя особую этикетку для всех видов своих товаров. Это был первый случай использования маркировки в России.

Уже в 70-е годы Анри Брокар задумался о расширении своего бизнеса. В его мыслях все четче вырисовывался проект выпуска духов и одеколона. Это был качественно иной бизнес. Обеспеченные покупатели давно уже привыкли к иностранной продукции, а простолюдинам одеколон был не по карману. Нужно было решить две задачи: снизить себестоимость производства и оттеснить иностранных конкурентов, придумав какую-то необычную акцию. С первой задачей Брокар справился довольно легко, использовав полученные в США знания по модернизации технологического процесса.

Еще один эффектный прием принес Анри Брокару массу новых покупателей.

Ему стало известно, что в Москву прибывает дочь императора Александра II, великая княгиня и герцогиня Эдинбургская Мария.
Брокар не без труда пробился на прием в Большом Кремлевском дворце и преподнес аристократке необычный подарок. Изготовленный на его предприятии букет нарциссов, роз и фиалок был неживым. Все детали - лепестки, стебли, цветки - оказались сделаны из...воска и украшены драгоценностями. Но восковый букет источал тонкое благоухание. Фиалки пахли фиалками, розы - розами, а нарциссы, как нетрудно догадаться, - нарциссами. Свое ноу-хау промышленник так и не раскрыл. Да и не нужно это было. Мария Александровна была чрезвычайно тронута подарком. Через небольшой промежуток времени Анри Брокар стал официальным поставщиком двора герцогини Эдинбургской, позднее - российского императорского дома и испанского королевского двора.

В 1869 году предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины.
Начинается выпуск «Румяной» помады и пудры «Лебяжий пух». У Брокаров рождаются дети - дочь Женечка, сыновья Александр и Эмилий. Анри Афанасьевич с раннего утра работает в лаборатории. Парфюмер он действительно великолепный, но его абсолютно не интересуют продажи. И тут Шарлотта решает, что можно обойтись и без посредников (ведь они только наживаются на таланте ее мужа), поэтому необходим свой магазин. В 1872 году на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров. Шарлотта неутомима. Она придумывает бумажную обертку для товара, сама рисует эскизы (ну чем не дизайн-бюро!), даже привлекательные рекламные объявления в газеты - дело ее рук.

Тем временем производство продолжало расширяться: Шарлотта Андреевна с увлечением занимается обустройством двух новых зданий. Но этого ей мало - нужен второй магазин, и по настоянию жены в 1887 году Душистый Анри, как его прозвали, открывает еще один магазин в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию Шарлотта придумала сюрприз-новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем - всего десять изделий в одной коробке. А главное - фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! «Это же успех», - радовалась жена. «Это слава...» - ответил довольный муж. И супруга как настоящий рекламист назвала набор ни много ни мало «Слава». Но настоящая слава обрушилась на дом Брокаров, когда Анри Афанасьевич изобрел одеколон «Цветочный».

А вот со второй... Сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г.) стал фонтан, который бил в центре павильона. Его струи испускали необычный аромат. Анри Брокар, вложив в создание фонтана немалые деньги, не прогадал. Его новая продукция - одеколон "Цветочный" - была презентована чрезвычайно эффектным и эффективным способом. Струи одеколона, образно говоря, промыли мозги потенциальным потребителям. Газеты того времени много писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные окунали в фонтан пиджаки. Выставка закончила работу, а по Москве еще долго бродили, благоухая "Цветочным", магазинные приказчики, средние и мелкие чиновники, купцы и ремесленники - основной контингент потребителей продукции Брокара.

С помощью этой необычной акции одеколон "Цветочный" быстро завоевал Москву, а впоследствии и Россию. Газеты того времени писали о фонтане, как о чуде из сказки о царе Салтане! Вслед за "Цветочным" последовали другие марки. Брокар умело использовал политическую конъюнктуру в своих целях. Так, в разгар русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. стали весьма популярны помада и мыло "Букет Плевны".

Анри Афанасьевич, помимо удивительного дара маркетолога, обладал незаурядными организаторскими способностями. На его предприятиях практически не было забастовок. Во взрывоопасной Российской Империи, где социальный пар не стравливали принципиально, он легко находил общий язык с рабочими. Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 рублей. Чтобы понять масштаб отчислений на зарплату, сообщим, что тогда в Москве можно было плотно пообедать всего за 10 копеек. Кроме того, все сотрудники брокаровских предприятий ежемесячно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Более того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому брэнду, Анри Афанасьевич оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.

Он привлекал всеобщее внимание, тянул к себе как магнит, и люди снимали с себя верхнюю одежду, чтобы окунуть ее в ароматные воды. Дело опять дошло до конной полиции, но стражам порядка было не до людей - они сами норовили попробовать новинку. Реклама добилась своего - «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России. Сколько его ни выпускали - все было мало. В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль... В 1899 г. творение Брокара опять получили "Гран-При". Но, несмотря на великолепие и явную признанность парфюмерного дома Брокаров, позиции французской парфюмерии были в России слишком сильны. Что делает в таких неразрешимых случаях директор по маркетингу и рекламе? Намеренно идет на скандал. И Шарлотта решилась на подмену: свои духи она разлила в пузырьки известной французской фирмы «Любен». «Парижские» духи на следующий день буквально смели с прилавка, а настоящие французские в брокаровской упаковке нюхали и отворачивались. Через неделю Шарлотта «покаялась» в газетах в намеренном обмане - плохой запах был... у французских духов.

Скандал получился немыслимый, Брокар даже спрятался в своей лаборатории. И только Шарлотта Андреевна была счастлива: иностранка по происхождению, она была русской по духу и доказала самим россиянам, что их парфюмерия ничуть не хуже, а то и лучше иностранной! Скандал принес свои плоды и в финансовом выражении - по бухгалтерским книгам оборот подходил к миллиону. Хороший получился подарок к их серебряной свадьбе! Анри Афанасьевич тоже не сидел сложа руки: он создал великолепные духи с запахом сирени - «Персидская сирень». А это произведение уже по-настоящему оценили французы: духи получили не только популярность, но и наивысшую награду - Большую золотую медаль по разделу изящной и гигиенической парфюмерии на Всемирной выставке в Париже. Так Брокар по-своему вернулся во Францию... Шарлотта как-то спросила мужа, хотел бы он вернуться в Париж. На что тот ответил: «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России». Так и случилось - по настоянию врачей Анри Брокар уехал в Канны, где и умер в декабре 1899 года.

В 1891 – 1892 годах в Верхних торговых рядах была открыта выставка коллекции картин Анри Афанасьевича, которая была
устроена на высшем уровне. Известный журналист В. А. Гиляровский написал об этом событии стихи: «Что ж, по рюмке повторим и посмотрим снова, спьяна Рафаэля, Тициана. Под влияньем полугара все мы - редкости Брокара...».

«Товарищество Брокар и К» с оборотом в два с половиной миллиона рублей перешло вдове Шарлотте Андреевне. А в 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы», от которых, кстати, пришла в восторг не только царская семья. Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва», но первый в России профессиональный директор по маркетингу и рекламе Шарлотта Брокар не дожила до этого. Не узнала она и того, что семейное детище национализировали и назвали «Новая заря». И только бюсты мужа и жены Брокаров скульптора Анны Семеновны Голубкиной красуются в Третьяковской галерее, увековечивая память об этих замечательных людях.