Особенности художественной литературы как вида искусства. Художественная литература как вид искусства Каким видом искусства является литература

Лекция 1. Введение. Специфика литературы как вида искусства. Основные функции литературы.

Краткое содержание темы.

Теория литературы как наука о художественной литературе.

Сущность искусства. Художественная деятельность и ее результат. Эстетический, познавательный, мировоззренческий аспекты художественной деятельности. Объективное и субъективное в эстетическом постижении мира. Целостность – главный источник и условие эстетического постижения мира. Реальный мир и художественная действительность.

Специфика литературы как вида искусства. Классификация искусств по средствам материализации художественного образа. Слово и образ. Особенности художественного образа. Место литературы среди других видов искусства.

Роль литературы в жизни общества и человека. Функционирование литературы в обществе. Формы бытования литературного произведения. Функции литературы. Воспитательная роль литературы, ее воздействие на читателя. Литература и средства массовой информации.

Основной теоретический материал к данной теме

Теория литературы в целом – это одна из дисциплин литературоведения. Она занимается тем, что вырабатывает систему научных понятий о художественной литературе: определяет предмет литературоведения, особенности его содержания и формы, его связи с другими видами художественного творчества и другими областями общественной жизни, определяет внутренние разновидности художественной литературы, закономерности и формы историко-литературного процесса. Всем этим теория литературы обеспечивает другие составные части науки о литературе для строгого научного исследования и систематизации конкретных литературных явлений: историю литературы, текстологию, историю и методологию литературоведения и т.д.

Курс « Теория литературы и практика читательской деятельности» предполагает в основном изучение понятий, необходимых для анализа отдельных художественных произведений, прежде всего понятий о сторонах и элементах содержания и формы художественных произведений. Имеются в виду тема, проблема, идея художественного произведения, герой, композиция и т.д. Курс «Теория литературы» предназначен для углубленного и более развернутого изучения общих закономерностей ее исторического развития: специфики литературы как вида искусства, ее места в общественной и личной жизни человека, ее познавательной, идейно-эмоциональной и творчески-созидательной природы, специфики ее художественных образов; далее – это понятия о таких повторяющихся в мировой литературе, устойчивых, типологических разновидностях литературного художественного творчества, как литературные роды, типы художественного содержания, литературные жанры; понятия о конкретно-исторических формах литературного развития – о творческой индивидуальности писателя, о художественном произведении как едином целом, о художественных системах, творческих методах, литературных направлениях, течениях и стилях. Теория не просто обобщает и систематизирует эмпирический материал и создает систему литературоведческих понятий. Она служит основой и для возникновения методов познания литературы.

Литература в целом – элемент суперсистемы, в контексте которой литературное явление взаимосвязано с действительностью, писателем и воспринимающим. Выделяется три основных рода литературных явлений: 1. литературное творчество как особый вид духовной деятельности человека; 2. литературное произведение как диалектическое единство формы и содержания, художественная модель реальной действительности в словесно-образном выражении; 3. литературный процесс как последовательность литературных явлений, подчиняющихся закономерностям литературного развития. Соответственно, в основе литературоведческой науки лежат три взаимосвязанных учения: учение о литературном творчестве, учение о литературном произведении, учение о литературном процессе.

Искусство – один из видов общественного сознания, которое у цивилизованного человечества все более дифференцируется в своем содержании. Наряду с искусством в нем существуют другие его виды – наука, философия, мораль, законодательство, политические теории. Все они отличаются от искусства тем, что выражают свое содержание в отвлеченных понятиях, тогда как искусство выражает его в экспрессивных образах.

Но такая расчлененность общественного сознания существовала не всегда. Она произошла на относительно поздней стадии исторического развития общества. В этот период сильно усложнились материальные общественные отношения и потребовали для своего существования новых разновидностей общественного сознания, его дифференциации.

В этом процессе искусство и отделилось от других видов сознания общества, стало особой сферой духовной культуры. При этом в нем сохранились в измененном виде, в новой функции некоторые свойства ранней ступени развития общественного сознания. Процесс дифференциации искусства был очень сложен.

В сознании людей, живших первобытнообщинным строем, не существовало расчлененности отдельных сторон его содержания. Это была синкретичная стадия развития сознания общества. Господствующее значение в нем имели тогда мифологические и магические представления. С ними были тесно связаны и первоначальные, примитивные представления о некоторых закономерностях жизни природы, и предания о прошлом родоплеменной жизни.

Мифология и магия, выражаемые в образной форме, заключали в себе всю философию жизни первобытных людей. Они были основным содержанием их коллективного творчества – обрядовых песен-плясок, обрядовых действий, скульптуры, наскальной живописи.

Мышление первобытных людей сильно отличалось от мышления людей цивилизованных. Это было ассоциативное мышление, связывающее явления жизни не столько по отвлеченным признакам, сколько по их конкретному сходству, смежности, контрасту.

Важная особенность первобытнообщинного сознания заключалась также в том, что в нем не было расчлененности реально существующего и фантастического.

Новой ступенью развития фантастического миропонимания является стадия религиозная. Религия приходит на место магии как новая господствующая форма общественного сознания. С помощью мифологии происходило конкретно-чувственное освоение мира человеком.

С распадом синкретического, мифологического представления о мире функция расширенного конкретно-чувственного освоения мира перешла от мифологии к искусству. Все остальные формы духовного освоения жизни не имеют этого свойства расширенного личностного взаимодействия с миром.

Искусство- это область духовной жизни человека, которая специально предназначена для того, чтобы осуществлять расширенное, вплоть до бесконечности, конкретно-чувственное личностное общение с миром в целях его общественно-заинтересованного творческого освоения.

О связи искусства с реальным духовно-практическим опытом человека является и то, что на переднем плане каждого художественного произведения, даже если оно целиком фантастическое, находится какая-то конкретная жизненная ситуация, какое-то конкретное состояние из личной, семейной, производственной или иной общественной жизни человека, то есть из сферы непосредственного общения человека с окружающим его миром. Это совершенно необходимое условие для художественного творчества, так как именно посредством реального жизненного опыта, конкретной жизненной ситуации художник вступает в своем воображении в конкретно-чувственное творческое общение с миром в целом. Он достигает это тем, что концентрирует, сгущает в ограниченном материале реального жизненного опыта человека всеобщее, неограниченное содержание мира и тем самым приближает мир лично к себе и творчески осваивает его, делает его своим миром.

В результате создается так называемая вторая художественная действительность. Первооснову ее составляет первая, реальная действительность, но в художественном произведении она предстает в творчески преобразованном виде. Это реальный мир, каким его видит, чувствует, как к нему относится и как его творит художник. Это уникальный творческий сплав объективного жизненного содержания и субъективного, общественно-личного отношения к нему художника, и поэтому это нечто качественно новое по отношению к объективному, и субъективному первоисточнику художественного творчества.

Художественное творчество – это прежде всего процесс, в котором объективное богатство реального мира и субъективное богатство авторской мысли, чувства, воли переплавляются в нечто качественно новое и уникальное.

Художественный сплав объективного и субъективного содержания реальной жизни, как только он появляется в результате горения художника, тут же требует своего перехода во вне, требует своего закрепления в каких-то устойчивых материальных средствах, в той или иной системе материальных форм – звуков, пластических масс, телодвижений, линий и красок, человеческой речи.

Таким образом, у искусства есть свое особое специфическое художественное содержание, которое есть результат расширенного творческого освоения характерного содержания жизни. Художественную форму искусства в самом общем виде можно определить как конкретно-чувственное бытие художественного содержания; это то, что делает художественное содержание непосредственно воспринимаемым.

Окончательно художественная форма складывается, когда внутренние, воображаемые конкретно-чувственные детали закрепляются в устойчивых материальных средствах. Тогда и внутренняя, воображаемая художественная форма приобретает устойчивость. И художественное содержание окончательно складывается только тогда, когда оно воплощается в определенной, устойчивой системе конкретно-чувственных форм.

Основной единицей художественной формы является художественный образ.

Художественный образ – это система конкретно-чувственных средств, воплощающая собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности.

У каждого из существующих видов искусства свой материальный носитель образности: у архитектуры и скульптуры – пластические массы, у живописи – линии и краски, у музыки – звук и т.д. На основании этих материальных носителей образности и осуществляют деление искусства на виды. Большинство этих видов сложилось в глубокой древности, на самых ранних ступенях развития человечества.

Гегель выделил пять великих искусств: архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, литературу. Впоследствии к ним присоединились другие виды искусства. В классической эстетике они были разделены по содержательному признаку на две группы – изобразительные и экспрессивные. К первой группе относятся скульптура, живопись, пантомима; ко второй – музыка, архитектура, орнамент, танец, абстрактная живопись. Если искусства первой группы изображают единичные предметы и явления жизни, людей, то искусства второй группы выражают обобщенные переживания, настроения, человеческое мироощущение. Литературу можно включить в первую группу, потому что ведущим началом в ней, как и в живописи и скульптуре, является изобразительное начало. Все это простые, или односоставные искусства.

Помимо них существуют и синтетические искусства. Это различные виды сценического творчества (драматический театр, опера, балет и т.д.), мультипликация, кино, архитектура, включающая в себя скульптуру и настенную живопись.

Простые искусства делят также по формальным признакам на пространственные и временные.

Гегель разделял виды искусства на исполнительские (музыка, актерское искусство, танец) и неисполнительские. Такую классификацию поддерживают и современные литературоведы. (В.В.Кожинов). Искусство слова занимает особое место в данной схеме, так как его произведения не воспринимаются зрением или слухом, а аппелируют к интеллекту человека в целом и создаются на национальном языке.

Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли, продолжая существовать в фольклоре, однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер.

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.

Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств». Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г.Белинский.

Контрольные вопросы и задания по теоретическому материалу

1. Представляется ли вам обоснованным разделение искусств на:

а) изобразительные и экспрессивные; б) пространственные и временные?

2. К каким группам искусств относится литература? Приведите известные вам классификации.

3. Какое место занимает литература в ряду искусств (первое; одно из первых; ее положение равноправно)?

4. Что составляет интегрирующий центр предмета художественной литературы?

5. Составляют ли основные функции художественной литературы системное единство? Почему?

6. Какую роль играет художественная литература в жизни современного общества и отдельной личности?

7. Какой основной методический вывод Вы можете сделать?

Литература!

Литература (лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква ) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.

Материальным воплощением литературных произведений является совокупность различных образов и понятий, зафиксированных автором словами и словосочетаниями. Литература принадлежит к числу предметных искусств, в котором слово является основным средством образного отражения жизни и фантазии. При помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи.

Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне».

Именно наше восприятие и переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература - это искусство, искусство слова.

удожественная литература (наряду с музыкой, живописью и т. п.) "один из видов искусства. Слово "искусство" многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, мастерства, ремесла) .мыслителями XVIII-ХIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между "искусно сделанными вещами" и "произведениями искусства"

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходитэстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие просвещения и науки: система народного образования, библиотеки и музеи, печать, наука и техника. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру: архитектура, скульптура и живопись, литература, музыка и театр. Культура народов России.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Периодизация древнегреческого и древнеримского искусства, виды искусств: архитектура и скульптура, живопись и керамика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, развитие литературы. Особенности античного искусства, человек как главная его тема.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Понятие и многообразие видов искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, хореография, литература, театр, кино, их сильные и слабые стороны. Искусный труд как творчество и красота. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Живопись как вид искусства. Основные направления и приемы современного искусства. Авангардизм, реализм, сюрреализм, ассамбляж, минимализм, абстрагирование, инсталляция. Скульптура и архитектура. Систематизация современных художественных направлений.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2012

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Виды театра - зрелищного вида искусства, представляющего собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, и обладающего собственной спецификой. Многообразие театральных жанров в современном мире.

    презентация , добавлен 06.10.2016

    Отечественная классическая музыка. Влияние запада на русскую музыку. Русские композиторы – первые классики русской музыки. Анализ достижений отечественной живописи и литературы, скульптуры и архитектуры. Культурология как социально-гуманитарная наука.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2010

    Обобщение теорий происхождения понятия "культура". Средства художественной выразительности. Результаты воздействия культуры на разум и чувства. Обобщение основных видов искусства: архитектура, живопись и графика, музыка, хореография, скульптура, театр.

    ЛВ- самостоятельная дисциплина которая выделилась из филологии. Изучает худ. Литературу,её историю,теорию и практику.Основные дисциплины: история Л, теория Л,общая поэтика, частная и историческая лит. Критика. Вспомогательные:историография,текстология,библиография.«Введение в литературоведение» состоит из трех разделов: 1. Общие свойства литературы. 2. Литературное произведение и 3. Закономерности литературного развития.Первым выдающимся трудом по теории литературы была «Поэтика», написанная в IV веке до н. э. знаменитым древнегреческим философом Аристотелем.Аристотель указывал, что поэзия воспроизводит действительную жизнь, показывает вероятное и необходимое в ней, что ее главный предмет - человек, а цель - так называемый катарсис.Во второй половине XVII столетия делается попытка продолжить и развить применительно к новым условиям положения Аристотелевой «Поэтики». Теоретик французского классицизма Буало в книге «Поэтическое искусство», опираясь в основном на «Науку поэзии», написанную продолжателем Аристотеля разработал нормативную поэтику, которая должна была служить руководством для писателей и поэтов.В России XVIII века теоретические вопросы разрабатывали М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

    2.Ступени развития. 1)4 до н.э.-античность(Платон,Аристотель,Гораций)2)15-16(эпоха возрождения)-теоретич.мысль заново открывает для себя поэтику Аристотеля,которая приобретает нормативный х-ер.Учения о родах и жанрах становится каноническим(лекции Бокаччо « о божествен. Комедии»,Тассо «Рассуждения о поэтическом ис-ве») 3)конец 17-эпоха классицизма. Во Франции.Ряд оригинальных поэтик,которые усиливают нормативную тенденцию.(буало- трактат в стихах «Поэтическое ис-во»)считал что ис-во на подражательной природе,чётко различил жанры,уделял внимание языку худ. Произведения,протистовал против употребления иностранных слов. 4)17-18-антинормативная тенденция,критикующая классицистическую историю искусства(Лессинг в работе «Гамбургская драматургия» резко выступил против классицистических установок и подготовил своей теоретической позицией эстетическую теорию немецких романтиков. 5)19- приходит исторический переворот.Складывается теоритическая система Гегеля.Приходит к мысли что худ.лит. является определённой формой развития материальной и духовной жизни людей.Спецефической в своём содержании и в формах выражения этой содержательности. Образец для него-античная литератураПришёл к новой теорет. Мысли что о худ ценности лит. Произведения,которое в своей идейно-эстетической сущности есть целостность высокой идеи воплощённой в идеальной образности.

    Особенности художественной литературы как вида искусства.

    Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста:философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора. Основная особенность: литература – единственный вид искусства. который сочетает в себе 3 функции (эстетико-эмоциональную, познавательную и воспитательную ). оценочная, или аксиологическая. Она состоит прежде всего в том, что, по выражению Чернышевского, произведения искусства «могут иметь значение приговора явлениям жизни». Изображая те или иные жизненные явления, автор, естественно, определенным образом их оценивает. Все произведение оказывается проникнуто авторским, заинтересованно-пристрастным чувством, в произведении складывается целая система художественных утверждений и отрицаний, оценок. Но дело не только в прямом «приговоре» тем или иным конкретным явлениям жизни, отраженным в произведении. Дело в том, что каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в сознании воспринимающего некоторую систему ценностей, определенный тип эмоционально-ценностной ориентации. В этом смысле оценочной функцией обладают и такие произведения, в которых нет «приговора» конкретным жизненным явлениям. Таковы, например, многие лирические произведения.На основе познавательной и оценочной функций произведение оказывается способно выполнять третью важнейшую функцию – воспитательную. Воспитывающее значение произведений искусства и литературы было осознано еще в античности, и оно действительно очень велико. Важно только не суживать это значение, не понимать его упрощенно, как выполнение какой-то конкретной дидактической задачи. Чаще всего в воспитательной функции искусства акцент делается на том, что оно учит подражать положительным героям или побуждает человека к тем или иным конкретным действиям. Все это так, но воспитывающее значение литературы к этому отнюдь не сводится. Эту функцию литература и искусство осуществляют прежде всего тем, что формируют личность человека, влияя на его систему ценностей, исподволь учат его мыслить и чувствовать. Общение с произведением искусства в этом смысле очень похоже на общение с хорошим, умным человеком: вроде бы ничему конкретному он вас не научил, никаких советов или жизненных правил не преподал, а вы тем не менее чувствуете себя добрее, умнее, духовно богаче.Особое место в системе функций произведения принадлежит функции эстетической, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение, словом, воспринимается личностно. Особая роль именно этой функции определяется тем, что без нее невозможно осуществление всех других функций – познавательной, оценочной, воспитательной. В самом деле, если произведение не тронуло душу человека, попросту говоря, не понравилось, не вызвало заинтересованной эмоционально-личностной реакции, не доставило наслаждения – значит, весь труд пропал даром. Если еще возможно холодно и равнодушно воспринять содержание научной истины или даже моральной доктрины, то содержание художественного произведения необходимо пережить, чтобы понять. А это становится возможным прежде всего благодаря эстетическому воздействию на читателя, зрителя, слушателя.