«Мастер и Маргарита. Я там был»: Google-чтения уже в прямом эфире! С эффектом погружения

Это мистический роман. Булгаков практически в этом роман вложил свое мировоззрение. Он писал не выдуманную историю, а настоящую жизнь наших дней. И сейчас существует эта Маргарита.Ведь высшие силы существуют. В одном лице она же Иисус и Воланд, а остальная энергия Божья как бы распространилась во вселенной и кто также знает как Булгаков и Мастер то имеет именно ту Божественную суть, но не яв-ся той самой Маргаритой и Воландом и Люци и Источником и Абсолютом. 😉 .Эта Маргарита известна многим кто имеет такого рода знания и более того о ней везде упоминают- в фильмах, песнях, и т.д. Мастер, Иван Бездомный, Матвей, Иешуа. Маргарита, ПП, собака Бинго, Матвей, Воланд, это одни и те же лица. Ииуда, Алоизий Магарыч, Латунский, сосед снизу Маргариты, это своего рода Иуды. Пока Мастер отсижывается в больнице как ПП в аду 2000 лет за трусость, Маргарита как Иисус на кресте страдает за тех кто ей кажется добрым Иисусом живя в неведении. Свита Воланда как и сам Воланд самая настоящая темная сторона этого мира. Ведь Азазель, Бегемот это демоны. И если поразмышлять, вот Воланд в романе хоть и участвует как гипнотизер, маг, но по сути это нечистая сила явившаяся из ниоткуда. Почему именно эта Маргарита? Поверьте высшие силы не делают ничего просто так, этому всегда есть разумное действие и Маргарита именно та часть высших сил. Они ее нашли и начали действо именно с ее знакомства. Мастер как и писатель писали то что имели в знаниях, но о настоящей сути не догадывались. Ведь свою судьбу и миссию человеку даже со сверх способностями знать не ведомо. Маргарита же ничего не знала, но к ней явилась вся темная сторона вселенной. Повторю, Маргарита на балу у сатаны страдала также как и Иешуа на кресте, из-за людских грехов. Заметили в этом сходство? Мастер это реинкарнация Иешуа. А Иисус это Маргарита. Высшие силы перплетены между собой, и это говорит о том что это единая сила. А мое личное мнение в том что Маргарита являясь светлой королевой у темной силы и есть та самая высшая сила и Иисус, а сам мастер по средствам знаний как Левий Матвей, помощник, чья миссия заключена в том чтобы быть ей верным слугой, помощником. Мастер пишет роман, Маргарита как Воланд спасает его от предательства людей. Но не забываем что Маргарита также вместе с ним страдает, и выпивает кровь предателей Иисуса, будучи свидетелем смерти Иуды, который реинкарнировал. Если Мастер Иешуа, то почему же Маргарита на балу пьет кровь того кто загубил Иисус и рушится мир, бал? Это рушатся все построенные воздушные замки предателей высших сил. Воланд уже надет не в рванину, а костюме воина, защитника, кто его породил. И Маргарита ликует. Она живет двойной жизнью, и поэтому в подвальчики она говорит мысленно с тем кем считает по не знанию Иисусом, но это по сути Иуда который предал ее, и опять погубила темная сила опять Иисуса-Маргариту по причине людских грешных дел. Вобщем это Космос)))

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

История романа. Жанр и композиция.

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Цели урока: рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции, понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий романа.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.

На доске эпиграф:

«Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?»

М.Ю. Лермонтов

Ход урока

I . Лекция учителя

Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Появление романа в журнале «Москва» (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить не что совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы ХХ века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.

II. Беседа

- Попробуйте определить жанр романа.

(Можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта двадцатых-тридцатых годов), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни).

Необычна и композиция романа.

- Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?

(Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера - в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность).

- Какое время охватывают события романа?

(Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с иностранцем и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за четыре дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность (иногда обнажает в прямом смысле, как это случилось в Варьете).

Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушел безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален. Реалистичность достигается, прежде всего, особым способом рассказа.

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

(История эта дается с нескольких точек зрения, что придает достоверность происходящему. Глава 2 Понтий Пилат рассказана атеистам Берлиозу и Бездомному Воландом. События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумасшедшем доме. В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...». В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение (глава 26 «Погребение» и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчеркивается скрепами - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.)

III . Продолжение лекции

С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы попытаемся приблизиться.

Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины - все это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире - ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона.

Слово учителя

Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

IV Беседа

- Как связаны между собой эти три мира?

(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.)

- Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.

Первый мир - московский. С него начинается действие романа. Обратим внимание на название первой главы - «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Еще до начала повествования автор обращается к читателю с предупреждением. Проследим, как автор ведет за собой в последующем.

В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз, чьим однофамильцем, по словам Бездомного, является композитор (вспомним Гофмана и Шиллера из гоголевского «Невского проспекта») - человек умный и образованный.

- Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

(Мастер отзывается о нем как о «начитанном» и «очень хитром» человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Его утверждение, что никакого Иисуса вовсе не существовало, не так уж безобидно. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего, кроме обыденной реальности, где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из его подчиненных не занят литературой: это завсегдатаи грибоедовского ресторана, «инженёры человеческих душ», которых интересует лишь дележка материальных благ и привилегий. Булгаков пародирует «тайную вечерю» (точнее, это Берлиоз кощунственно пытается пародировать): Берлиоз уверен, что «в десять часов вечера в Массолите состоится заседание», и он будет «на нем председательствовать». Однако двенадцать литераторов не дождутся своего председателя.)

- За что же так страшно наказан Берлиоз?

(За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.)

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди отправляются в небытие.

- Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Воланд говорит: «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем... гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

(Попробуем найти ответ на вопрос Воланда.

Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает «массовый гипноз», чисто научный опыт». И. люди показывают свое истинное лицо. Сеанс «разоблачения» удался.

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди... Любят деньги, но ведь это всегда было... Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».)

- Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствам и автор изображает обывателей?

(Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика. Похождения и проделки обитателей потустороннего мира воспринимаются как ловко проделанные фокусы. Однако фантастичность происходящего имеет вполне реалистическое объяснение (вспомним эпизод с расширением квартиры, таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, происшествие с Никанором Ивановичем.)

Фантастика является и средством сатиры. Найдем эпизод (глава 17), где костюм председателя комиссии (кстати, неважно, какой комиссии) самостоятельно подписывает резолюции.

- Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

(Салтыкова-Щедрина («История одного города»). Фантастичен, фантасмагоричен сам московский быт, жизнь обывателей, устройство общества. Чего стоит своеобразная модель этого общества, Массолит, одна из писательских организаций, насчитывающая три тысячи сто одиннадцать членов.)

- Что же лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью?

- Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

- В чем вы видите отличие «евангельских» и «московских» глав?

(Если московские главы оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана...». Если в «московских» главах активен посредник, рассказчик, ведущий за собой, как бы вовлекающий читателя в процесс игры, рассказчик, чья интонация может быть и иронической («Эх-хо-хо… Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова!») и, лирической («Боги, боги мои!»), то никакого посредника, никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью.)

Иван Бездомный испытывает эстетическое потрясение: окружающая реальность теряет смысл, центром его жизни становится история Иешуа и Понтия Пилата (вспомним, в конце романа Иван Николаевич Понырев - профессор истории).

Филолог и философ П. В. Палиевский пишет: «Он (Иешуа) далеко, слишком, хотя и подчеркнуто реален. Реальность эта особая, какая-то окаймляющая или резко очертательная: ведь ни где Булгаков не сказал: «Иешуа подумал», нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир - не дано. Но только видим и слышим, как действует его разрывающий пелену ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий, но откуда и чем - непонятно, все остается в обрамлении» («Шолохов и Булгаков» // Наследие. - М., 1993. - с. 55). Преданный в руки фанатиков-иудеев неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. В том числе и мастеру, самому Булгакову, и его любимому герою.

Через образ Иешуа Булгаков передает свое убеждение в том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти». Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Императорская служба обязывает его находиться в ненавидимом им Иерусалиме.

- Что за человек Пилат, в изображении Булгакова?

(Палат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим прозвищем он даже по ведь миром правит закон силы. За плечами у Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у чего не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Он знает, как слаб человек перед любым искушением, будь то деньги или слава. Есть у него живое существо, к которому он очень привязан - это верный и преданный пес. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.)

И вот судьба дает ему шанс. Найдем сцену допроса (глава 2). Приговоренного к смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор. Когда Иешуа обращается к нему со словами «Добрый человек!», Пилат приказывает Крысобою объяснить арестованному, как следует разговаривать с прокуратором, объяснить, то есть избить. Допрос продолжается. И вдруг Пилат с изумлением обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задает обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде.

- Что это за вопрос?

(«Что есть истина?»)

И далее Иешуа говорит Пилату: «Ты производишь впечатление очень умного человека». Это очень важная характеристика Пилата. Ведь его назовешь примитивным злодеем. Такое случилось с ним впервые. Он встретил человека, который говорил с ним откровенно, несмотря на то что был физически слаб и страдал от побоев. «Твоя жизнь скудна, иегемон», - эти слова не оскорбляют Пилата. Внезапно наступает прозрение - мысль «о каком-то бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедрион не меняет решения.

- Почему Пилат утверждает смертный приговор?

(Он убеждает себя, что сделал все, что было в его силах: уговаривал Каифу, угрожал ему. Что он мог еще сделать? Взбунтоваться против Тиберия? Это было выше его сил. Он умывает руки.)

Однако уже после казни, после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа легкую смерть. Он приказывает совершить погребение тел казненных в тайне. Возлагает на Афрания обязанность убить Иуду - человека, который предал Иешуа.

- За что наказан Пилат?

(«Трусость - самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя! Пилат прощен.)

III. Слово учителя

Какое дело нам, людям ХХ века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящем душу одиночестве, о совести, когтистом звере, который не дает спать по ночам.

Домашнее задание

Подготовиться к тесту по роману «Мастер и Маргарита».

Вопросы для подготовки:

1. Москва и москвичи в романе.

2. Символика романа.

3. Сны и их роль в романе.

4. Художественное мастерство Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».

6. Личность и толпа в романе.

7. Литературные реминисценции в романе.

8. Эпиграф и его значение в романе.

9. Как соотносятся в романе Иешуа и Воланд?

10. Проблема одиночества в романе.

11. Время и пространство в романе.

12. Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужил покой»?

Компания Google при поддержке Киноконцерна «Мосфильм» вчера объявила о старте проекта «Мастер и Маргарита. Я там был», который приурочен к 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова и 50-летию первого издания романа. В рамках чтений организаторы используют новейшие возможности интернета, чтобы любой желающий мог оказаться в мире одного из самых знаменитых произведений русской литературы XX века. Сделать это позволит применение технологии хромакея, а также онлайн-трансляция в формате 360°.

«Проект онлайн-чтений произведений классической русской литературы возник в 2014 году: мы тогда начали с темы «Каренина. Живое издание», и хотелось, во-первых, «стереть пыль» с классики, по-новому предъявить ее молодому читателю, а во-вторых, по-толстовски хорошо сделать вместе хорошее дело, - поделилась, открывая посвященную проекту пресс-конференцию, куратор проекта и автор его идеи Фекла Толстая. - В следующем сезоне был театрализованный «Чехов жив», который мы с Google Russia делали в партнерстве с Московским Художественным театром. И вот теперь мы делаем новый шаг - к визуализации в цифровом формате прекрасного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Традиционно в рамках проекта знаменитости и обычные интернет-пользователи на два дня станут главными действующими лицами романа. Они будут читать его текст примерно 20 часов. Чтобы стать одним из чтецов, необходимо зайти на сайт проекта (g.co/MasteriMargarita) и вступить в чате в диалог с его героями — Котом Бегемотом и Коровьевым, которые по результатам этой беседы телепортируют вас в одно из мест, где происходят события книги. А система предложит отрывок из текста, которому вы более всего, по мнению ваших виртуальных собеседников, соответствуете. Его нужно будет прочитать на видеокамеру и прислать организаторам, загрузить в несложную онлайн-форму.

Прием заявок - до 5 октября. А затем компетентная комиссия - команда Наталии Анастасьевой, опытного режиссера и обладателя «Золотой маски», которая уже третий год подряд работает над онлайн-чтениями вместе с Google, займется кастингом. В итоге читать булгаковские тексты будут 500 человек, 350 из которых - обычные пользователи Интернета. Сами чтения пройдут 11 и 12 ноября в 8 крупных городах в России — Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке и других, а также в Тель-Авиве. В ноябре, кстати, исполняется 50 лет с момента первой публикации булгаковского романа в журнале «Москва».

Трансляция онлайн-чтений будет доступна в прямом эфире на YouTube. Зрители смогут «погрузиться» в булгаковский мир благодаря технологии хромакей, а также видео 360°, которое позволит буквально оказаться в центре одной из самых запоминающихся сцен романа — на балу у сатаны. На смартфоне угол обзора можно менять, передвигая телефон в пространстве или прикоснувшись к экрану, а при использовании компьютерной версии — достаточно обыкновенной мыши. Таким образом зрители увидят не только чтеца, но и происходящее вокруг.

«Это просто замечательно, что нашим партнером на новом этапе проекта стал Киноконцерн «Мосфильм», где сами стены резонируют с отечественной культурой, историей, - отметила Алла Забровская, директор по коммуникациям Google в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ. - За два года работы над проектом поняли, самое главное в таких чтениях - это очень сильные, яркие эмоции, которые они вызывают. Причем и у зрителей (а в прошлом году это было 700 тысяч человек из 104 стран, и у самих участников, которые, помнится, читая толстовские и чеховские тексты, неподдельно волновались, хотя среди них были и профессионалы, люди с опытом сценической работы. А применение новой видеотехнологии 360° позволит зрителю ощутить себя как бы внутри романа».

Чтение пройдет в мосфильмовском павильоне, а сверхскоростной Интернет для его трансляции на YouTube (ссылка будет сообщена в соцсетях и на других ресурсах) предоставил Мегафон. Еще недавно «МегаФон» первым запустил сеть 3G, затем первым познакомил россиян со скоростями 4G, а уже сейчас компания тестирует технологии будущего — 5G. Новый проект Google Russia — это тоже что-то из будущего, доступного сегодня. Трансляция видео подобного формата в прямом эфире на YouTube стала доступна совсем недавно - в апреле этого года. Теперь каждый человек в любой точке мира может «прожить» событие вместе с его участниками.

Еще один партнер проекта - Музей Булгакова.

«Успех чтений «Каренина. Живое издание» и «Чехов жив» очень нас вдохновил и показал, что люди с удовольствием открывают для себя знаменитые произведения в новом формате», - подчеркнула Алла Забровская.

«Этот проект очень удачно вписался в проходящий сейчас в России Год кино, - считает Светлана Пылева, заместитель генерального директора Киноконцерна «Мосфильм». - К тому же, Булгаков нам очень близок: на наших площадках снимались «Бег», «Дни Турбиных», «Иван Васильевич меняет профессию». Мы уже семь лет в партнерстве с Google Russia, а начиналось оно с открытия канала на «Мосфильма» на YouTube. Соединение высоких технологий, кинотрадиций и великой литературы, я убеждена, даст поразительный эффект. На «Мосфильме», в павильоне «Хромокей», для этого есть отличное оборудование, в том числе и одна из имеющихся сейчас в мире нескольких камер, способных на подобный эффект».

«Название чтений «Мастер и Маргарита. Я там был» отражает творческую концепцию проекта: мы виртуально помещаем чтеца в мир романа, показывая зрителю процесс телепортации, - отметилт творческий продюсер проекта Андрей Болтенко. - Во время живой трансляции вы увидите, как разные люди — профессиональные актеры, менеджеры, учителя, чиновники, студенты, — перенесутся из своих городов во вдохновленные сюжетом виртуальные пространства».

Андрей Болтенко с трепетом относится к этому проекту, хотя в его личном бэкграунде и в активе его команды - работа на Олимпиаде и на Евровидении. «Это непростое произведение для визуализации, - убежден он. - У каждого свой богатый визуальный мир романа. И важно не попасть в булгаковскую «ловушку», экранизировав контекст романа напрямую. Мы называем это цифровой медитацией: перемещение зрителя в воображаемый мир Булгакова, в своего рода «коллективный транс».

Цифровыми эффектами будет заниматься арт-директор проекта Антон Ненашев, который также поделился с собравшимися своим особым отношением к этой работе: «В детстве был фанатом этой книги, читал ее даже в самиздате. Бродил с друзьями по Москве в поисках мест, где происходили события романа. Очень важно сделать наши чтения не скучными, не монотонными, но и не нужны эффекты ради эффектов».

«Не боитесь ли чертовщины?» - задали организаторам вопрос из зала.

Светлана Пылева: «Рядом с павильоном, где будут проходить съемки, декорация церкви. Надеюсь, она нас защитит».

Фекла Толстая: «Боимся. Или, Петр, не бояться?»

Петр Мансилья-Круз, директор Музея Булгакова: «Не бояться! В Год литературы проходи стрит-ток: какова ваша самая любимая и самая нелюбимая книга? Так вот роман «Мастер и Маргарита» назывался чаще всего в обеих категориях. О чем это говорит? О том, что это поистине народная книга. И всегда актуальный текст».

Масштабные онлайн-чтения русской классики уже стали доброй традицией: третью осень компания Google с помощью современных технологий «оживляет» всеми любимые произведения. 11 и 12 ноября 2016 года в 8 крупных городах России, а также в Израиле сотни человек прочтут одно из самых мистических и загадочных произведений XX века, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

О подробностях нового амбициозного проекта, который будет транслироваться на мировой онлайн-сцене YouTube, рассказывает АиФ.ru.

От Карениной до Маргариты

В 2014 году международный проект «Каренина. Живое издание» попал в «Книгу рекордов Гиннесса»: 36-часовые онлайн-чтения романа Толстого «Анна Каренина» собрали самую большую аудиторию читательского марафона в интернете. Вдохновившись успехом, в следующем году компания Google представила проект «Чехов жив», в котором на протяжении 24 часов более 700 человек со всей России и мира в прямом эфире прочли пьесы, рассказы, письма и отрывки из дневников писателя.

Несмотря на поставленные рекорды, бессменный куратор онлайн-чтений Фёкла Толстая признаётся, что организаторы не гонятся за цифрами: «Мы делаем это для того, чтобы показать, что литература — это то, что объединяет наше общество. Нам кажется, что сочетание классического наследия и современных технологий даёт довольно хороший результат и немножко стирает пыль с классики, помогает молодому поколению новыми глазами взглянуть на важные для нашей культуры тексты».

Фото: В 2016 году, в честь 125-летия со дня рождения Булгакова и 50-летия первого издания «Мастера и Маргариты», Google решил по-новому взглянуть на «закатный» роман писателя. Об актуальности «Мастера и Маргариты» и его месте в русской культуре всем хорошо известно — роман по праву считается лучшим произведением Булгакова. Однако дополнение директора Музея М. А. Булгакова, который выступил на пресс-конференции, посвящённой запуску проекта, оказалось любопытным и неожиданным. Пётр Мансилья-Круз рассказал журналистам, что «Мастер и Маргарита» попадает в читательские рейтинги не только самых любимых, но и самых нелюбимых книг, а также входит в список самых популярных книг в российских тюремных библиотеках.

В формате 360°

Принципиальное отличие проекта «Мастер и Маргарита. Я там был» от предыдущих онлайн-чтений заключается в том, что он пройдёт в новом формате с использованием технологии видео 360 градусов и хромакея (зелёного экрана, на который при помощи компьютерной графики накладывают необходимый фон). Благодаря современным технологиям, зрители смогут погрузиться в атмосферу булгаковского мира, увидеть чтеца и всё, что происходит вокруг. Например, во время просмотра трансляции на смартфоне можно будет поменять угол обзора, прикоснувшись к экрану или передвигая телефон в пространстве, а при использовании компьютерной версии воспользоваться обыкновенной мышью.

Для того чтобы реализовать амбициозную идею, Google обратился за помощью в ведущую киностудию России «Мосфильм», которая предоставила для онлайн-чтений огромный съёмочный павильон. А за художественное воплощение идеи взялся Андрей Болтенко, режиссёр и продюсер многих масштабных проектов: от «Евровидения» до церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. «Для нас самое главное — не испортить произведение и не попасть в «булгаковскую ловушку» визуального мира, который нужно экранизировать напрямую. Мы постараемся, чтобы участник проекта оказывался в неком воображаемом мире Булгакова, но это будет не прямая географическая иллюстрация или прямая историческая перспектива. Это будет параллельный мир», — заявил он.

Фото: Организаторы онлайн-чтений «Мастер и Маргарита. Я там был»

«Я там был»

Планируется, что в онлайн-чтениях примут участие 500 человек, часть из них — это профессиональные актёры, режиссёры, политики, спортсмены и другие известные лица. А 350 чтецов отберут путём видео-кастингов, которые стартовали уже сегодня и продлятся до 5 октября.

Принять участие в фантастических чтениях одного из самых мистических русских романов, как и в прошлые годы, можно любому интернет-пользователю. Для этого нужно лишь зайти на сайт g.co/MasteriMargarita и вступить в диалог с героями произведения — котом Бегемотом и Коровьевым. По результатам беседы они «телепортируют» вас в одно из знаковых мест романа и предложат отрывок из текста, который можно прочесть на камеру в любое удобное время, а затем загрузить на сайт через онлайн-форму.

Оценивать видеозаписи интернет-пользователей будет профессиональная команда режиссёра и обладателя «Золотой маски» Наталии Анастасьевой . И как заверила АиФ.ru Фёкла Толстая, блата точно не будет: «Основной критерий отбора — человек понимает текст и делится с нами радостью этого текста».

Специально для вас мы подготовили подробное расписание всех площадок (см. текст под видео-роликом). Помимо Мосфильма чтения пройдут на 10 разных площадках - от Нижнего Новгорода и до Владивостока, а также и в Тель-Авиве. Вы сможете узнать график их выхода в эфир, а также доступность для всех желающих. Подключайтесь к трансляции, приходите посмотреть на знаменитых чтецов и поддерживайте друзей, прошедших кастинг!

Первую страницу романа прочтет Заместитель Художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. Среди знаменитых чтецов также Сергей Безруков, Владимир Мединский, Диана Арбенина, Алла Михеева, Эльвира Набиуллина, Виктория Газинская, Юлианна Караулова, Максим Траньков и еще более 500 участников.

Подробнее о проекте можно узнать в официальном блоге Google Россия, странице в Google+, а также на сайте проекта .

12.00 - 15.00

Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист России
Алена Хмельницкая, актриса
Маргарита Мамун, Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике
Максим Траньков, Олимпийский чемпион
L"ONE, артист музыкального лейбла Black Star
Юлианна Караулова, певица
Elvira T, автор и исполнитель
Елизавета Арзамасова, актриса
ST, рэпер
Настасья Самбурская, актриса театра и кино, певица
Максим Матвеев, актер МХТ им. А.П. Чехова
Виктор Гусев, спортивный комментатор Первого канала

15.00 - 22.30

Михаил Максимов, видеоблогер
Сергей Епишев, актёр Театра имени Евгения Вахтангова
Антон Лаврентьев, музыкант, теле-радиоведущий, актёр
Мария Миногарова, модель, ведущая
Анатолий Белый, заслуженный артист России, актер МХТ им. А.П. Чехова
Алла Михеева, актриса и телеведущая
Александр Роднянский, продюсер
Илья Глинников, актер
Вика Газинская, дизайнер
Наталья Рудова, актриса

Бал у Сатаны с применением технологии 360. Ключевая сцена проекта, которая пройдет в одном из павильонов Мосфильма в специально отстроенных декорациях.

13:00 - 15:00

Наталья Медведева, актриса
Женя Любич, петербургская певица и автор песен
Милена Чижова, видеоблогер

15.00 - 18.00

Юлия Рутберг, народная артистка России
Анастасия Кот, видеоблогер
Джейн Кравитц, видеоблогер
Эльвира Набиуллина, Председатель Центральгого банка РФ
Александр Беляев, ведущий НТВ
Валерия Любарская, журналист, видеоблогер
Маруся Зыкова, актриса
Светлана Хоркина, двукратная олимпийская чемпионка
Eugene Sagaz, видеоблогер
Ирина Безрукова, российская актриса театра и кино, телеведущая

13.00 - 18.30

Дмитрий Хрусталев, актер
Ксения Хоффман, видеоблогер
Юлия Реш, видеоблогер
Антон Севидов, лидер группы Tesla Boy
Татьяна Ткачук, певица, «Моя Мишель»
Софико Шеварднадзе, журналист, телеведущая