Философская сказка А. Философская сказка «Маленький принц» и её место в творчестве писателя Что является чудом в сказке маленький принц

Цель:

    Познакомить с фактами биографии и творческой деятельности А. де Сент-Экзюпери; с понятиями «философская сказка», «притча», «символ»;

    Развивать умение понимать философский смысл сказки; что бывает, когда открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать дети; определять сказочные и реальные элементы сказки;

    Прививать любовь к книге.

Методы: слово учителя, беседа.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация Pover Point .

Ход урока

    Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь.

    Сообщение целей и задач урока.

Ученик 1.

Он идет уверенной походкой
По пылающей от солнца полосе,
Из-под синей форменной пилотки
Улыбаясь отражению в росе,
Той, что в дальних странах незнакомых
Остывает бриллиантами в траве,
А муссоны стайкою бездомной
Бродят в запредельной синеве.

Может быть, и не было в помине
Этой встречи в знойных выжженных песках -
Просто в жарком мареве кабины
Злой мираж пульсировал в висках:
Точно инверсивный след обманчив,
Свет звезды далёкой и живой
Вдруг возник в ночи печальный мальчик
С золотистым шарфом за спиной.
Как под небом чёрно-просмоленным
Вдруг порвал привычных истин сеть
Этот мудрый и доверчивый ребёнок,
Так упорно не желающий взрослеть.

И хранит ответ на все вопросы
Под брезентом спрятанный алмаз:
Кем он был - пилот, писатель и философ
С цепким взглядом ясных детских глаз?

    Ребята, мы с вами сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. Мы познакомимся с творчеством французского писателя, философа Антуана де Сент-Экзюпери и его сказкой-притчей «Маленький принц». Именно о нем рассказывается в стихотворении Людмилы Пельгасовой. Мы попытаемся ответить на вопрос: «Чему же учит нас сказка «Маленький принц»?». Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд 1)

    Изучение новой темы

    Биография писателя

Ученик 2.

А.де Сент-Экзюпери родился в 1900г., в городе Лионе во Франции. Отец Антуана – граф де Сент-Экзюпери был страховым инспектором. У Антуана было три сестры: Мари-Мадлен, Симона, Габриель и брат Франсуа.

В 1919-21 учился в Школе изящных искусств. В 1921-23 служил в армии; затем работал на заводе. В 1926 стал гражданским лётчиком. В 1933-34 лётчик-испытатель.

В годы 2-й мировой войны (1939-1945) Сент-Экзюпери - военный лётчик, сражался на фронте.

После оккупации Франции фашистскими войсками (1940) эмигрировал в США.

С 1943 военный лётчик в Северной Африке.

Ученик 3.

В 1942г. написана повесть «Военный лётчик» и «Письмо к заложнику» (1943). Незаконченная книга « Цитадель » опубликована в 1948г. (Слайд №3)

    Но мировую известность получила философско-лирическая сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943г.) . Иллюстрировал книгу сам автор.

    Работа с текстом сказки

    Ну, а сейчас давайте поработаем непосредственно над текстом произведения. И это будет викторина, которая выявит самых внимательных читателей.

Литературная викторина «Внимательный читатель»

    От чьего лица ведется повествование? (летчик)

    Где произошла встреча героя с Маленьким принцем? (пустыня Сахара)

    С кем отправился Маленький принц в свое путешествие? (с перелетными птицами)

    Сколько вулканов было на планете Маленького принца? (3)

    С какой планеты, по мнению рассказчика, прилетел маленький принц? (астероид Б-612)

    Что больше всего любил наблюдать Маленький принц? (закат солнца)

    На какой планете хотел бы остаться Маленький принц во время странствий? (планета с фонарщиком)

    У какой планеты неплохая репутация?

    Какой цветок рос на планете маленького принца? (роза)

    Кто жил в ящике у Маленького принца? (барашек)

    Как рассказчик оказался в пустыне?

    Кто скучен, по мнению лиса? (охотники и куры)

Работа с иллюстрациями

    Как я уже говорила, иллюстрировал книгу сам автор. И на каком языке не была бы напечатана сказка, но рисунки в них будут самого писателя. Как вы думаете, почему? Важно, что это не иллюстрации , а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Внимание на экран! Посмотрите на изображенные иллюстрации и найдите в сказке цитаты, соответствующие им.

Жанровое своеобразие

    Большинство исследователей считает «Маленький принц» сказкой. Причем сказкой философской. Давайте вспомним определение термина «сказка».

    Что реального в «Маленьком принце»?

    А сказочного?

    Некоторые же считают, что это притча. Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.

    Как вы думаете, а кому адресовал автор свою притчу-сказку? Давайте обратимся к эпиграфу сказки.

    Почему мальчик увидел слона в удаве, барашка в ящике?

    А вы видите их?

Проблемные вопросы

    Почему принц не перестал любить Розу, когда увидел много роз на Земле?

    Почему Маленький принц решает умереть?

    «Маленький принц» нас учит чему-то. Кому принадлежат эти слова и как они характеризуют героев?

    «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

    «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

    «Среди людей тоже бывает одиноко».

    В сказке много мудрых мыслей. Зачитайте те, которые вам понравились больше всего.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание. Список литературы на лето.

Философская сказка французского писателя Сент-Экзюпери имеет большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Не всё здесь маленький читатель поймёт разумом, но многое разбудит его воображение, западёт в память и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Но стоит ли расшифровывать каждый образный ход произведения, каждый символ: не лучше ли принять его сразу и целиком! Ведь мудрость её намёков приходит к нам и через музыку слов, через мягкость переходов от шутки к серьёзным рассуждениям, от смеха к печальной перекличке с собственным детством. Эти полутона переходов так же улыбчивы и тонки, как изящные рисунки, которыми её сопроводил автор.

Сюжет сказки-поучения «Маленький принц» был навеян следующим событием: 29 декабря 1937 г. за 200 км от Каира, пролетая над Сахарой, Сент-Экзюпери вынужден был совершить посадку в песках. Лётчика спас друг Прево, который подоспел к нему с караваном на 5 день после аварии. Уже в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Сказка, написанная для детей, получила столь широкую известность благодаря исключительной поэтической атмосфере, созданной образной и символической структурой рассказа, и тому, что она предназначена не только детям, «а и взрослым, которые остались детьми». Популярности сказки способствовали также выполненные автором рисунки .

Сент-Экзюпери так писал в предисловии книги:

Je demande pardon aux enfants d"avoir dйdiй ce livre а une grande personne. J"ai une excuse sйrieuse: cette grande personne est le meilleur ami que j"ai au monde. J"ai une autre excuse: cette grande personne peut tout comprendre, mкme les livres pour enfants. J"ai une troisiиme excuse: cette grande personne habite la France oщ elle a faim et froid. Elle a besoin d"кtre consolйe. Si toutes ces excuses ne suffisent pas, je veux bien dйdier ce livre а l"enfant qu"a йtй autrefois cette grande personne. Toutes les grandes personnes ont d"abord йtй des enfants. (Mais peu d"entre elles s"en souviennent.) .

«Прошу прощения у детей за то, что посвятил эту книгу взрослому. Но у меня есть для этого уважительная причина: этот взрослый - мой лучший друг. Есть у меня и другая причина: этот взрослый понимает все, даже детские книжки. И еще третья причина: этот взрослый живет во Франции, где ему холодно и голодно. Он нуждается в утешении. Если все эти причины недостаточно вески, я готов посвятить эту книгу ребенку, которым был когда-то этот взрослый. Все взрослые были раньше детьми. (Но мало кто из них помнит об этом.)» .

Опубликованная в 1943 году как детская книжка, эта поэтическая сказка - о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. «Маленький принц», пожалуй, если не лучшее, то самое известное произведение Сент-Экзюпери. Нередко, исходя из основных выводов и положений этой книги, судят о личности Сент-Экзюпери; иногда отождествляют его с героем сказки. Все это, конечно, не совсем так.

В произведении очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «…А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков…». Его простота - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве:

Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что бы видеть мир так, как видел его Экзюпери.

Язык его произведения естественен и выразителен. Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл. Столь же свежи и естественны многие его метафоры, писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Чувствуется присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения .

Знакомясь с произведением, читатель как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Писатель подводит к постижению очевидных истин: нельзя помещать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать; нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранен от взрослого автора-летчика. Он рожден из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в коллеже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звездное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается еще в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли, развитые в сказке).

Для того, чтобы донести до сознания ребенка простые истины, Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. Это удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому.

«Если исходить из знаменитого определения, что «взрослые - это выросшие дети», и помнить об особой роли, которую играли в жизни Антуана де Сент-Экзюпери воспоминания о детстве, то, естественно, хочется связать произведение с его же словами о том, что он сам «из страны детства». Но тогда весь пафос «Маленького принца» легко уложить в формулу «берегите, сохраняйте в себе детство», формулу в общем-то хоть и верную, но несколько упрощающую сложное литературное произведение. Перед нами не просто сказка» .

В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова одного из героев - Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет - «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

«Маленький принц» — детство, но в то же время глубокомысленное произведение. Антуан де Сент-Экзюпери поместил в легкую и небольшую сказку отражение реального взрослого мира с его достоинствами и недостатками. Местами это сатира, миф, фантастика и трагический рассказ. Поэтому многогранная книга нравится и маленьким, и большим читателям.

«Маленький принц» родился во время Великой отечественной войны. Началось все с рисунков Экзюпери, на которых он изображал того самого «маленького принца».

Экзюпери, будучи военным пилотом, однажды попал в авиакатастрофу, это произошло в 1935 году в Ливийской пустыне. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. Он задумался о том, что каждый из нас несёт ответственность за место, где он живет, будь то маленькая квартира или целая планета. А борьба ставит эту ответственность под сомнение, ведь именно в ходе той ожесточенной схватки многих стран было впервые применено смертоносное ядерное оружие. Увы, многие люди наплевательски относились к своему дому, раз позволили войнам довести человечество до таких крайним мер.

Произведение было создано в 1942 году в США, спустя год оно стало доступным для читателя. Маленький принц стал заключительным творением автора и принес ему мировую известность. Автор посвятил свою книгу другу (Леону Верту), причем, тому мальчику, которым его товарищ когда-то был. Стоит отметить, что Леон, который был писателем критиком, являясь евреем, страдал от преследований в период развития нацизма. Ему тоже пришлось покинуть свою планету, но не по своей воле.

Жанр, направление

Экзюпери рассуждал о смысле жизни, и в этом ему помогал жанр притчи, для которого характерна ярко выраженная мораль в финале, назидательный оттенок повествования. Сказка в качестве притчи — наиболее распространенное скрещение жанров. Отличительной чертой сказки можно назвать то, что она имеет фантастический и простой сюжет, но при этом носит поучительный характер, помогает юным читателям сформировать нравственные качества, а взрослым задуматься над их взглядами и поведением. Сказка – отражение реальной жизни, но действительность подается читателю через вымысел, как бы это парадоксально не звучало. Жанровое своеобразие произведения говорит о том, что «Маленький принц» — философская сказка-притча.

Произведение также можно отнести к фантастическому рассказу.

Смысл названия

Маленький принц – история о путешественнике, который странствует всей вселенной. Он не просто путешествует, а находится в поиске смысла жизни, сущности любви и секрета дружбы. Он познает не только мир вокруг, но и себя, и самопознание – его главная цель. Он еще растет, развивается и символизирует непорочное и нежное детство. Поэтому автор нарек его «маленьким».

А почему принц? На своей планете он один, она вся принадлежит ему. Он очень ответственно подходит к своей хозяйской роли и, несмотря на скромный возраст, уже выучился за ней ухаживать. Подобное поведение наталкивает на мысль, что перед нами благородный мальчик, управляющий своим владением, а как его лучше назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью.

Суть

Сюжет берет свое начало в пустыне Сахара. Пилот самолета, совершив вынужденную посадку, встречает того самого Маленького принца, что прибыл на Землю с другой планеты. Мальчик рассказывал своему новому знакомому о своем путешествии, о тех планетах, на которых успел побывать, о своей прежней жизни, о розе, что была его верной подругой. Маленький принц так сильно любил свою розу, что готов был отдать за нее жизнь. Мальчику был дорог его дом, ему нравилось наблюдать за закатами, хорошо, что на его планете их можно было лицезреть несколько раз на дню, и для этого Маленькому принцу нужно было только двигать стул.

Однажды, мальчик ощутил себя несчастным и принял решение отправиться на поиски приключений. Роза была горда и редко одаривала покровителя своим теплом, поэтому не удерживала его. Во время своего путешествия Маленький принц встретил: Правителя, который уверен в своей абсолютной власти над звездами, Честолюбца, для которого главное, чтобы им восхищались, Пьяницу, который пьёт из чувства вины за злоупотребление алкоголем, как бы это парадоксально не звучало. Мальчик встретил даже Делового человека, главным занятием которого является подсчет звезд. Маленький принц столкнулся с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту. Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты. Последним местом положения путешественника стала планета Земля, где он нашел настоящего друга. Все основные события описаны нами в кратком содержании книги для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

    Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении.

    Человек должен беречь свой дом, а не раздирать его войнами на окровавленные, безжизненные части. Эта мысль особенно актуальна была тогда, в дни Второй Мировой Войны. Маленький принц ежедневно убирал свою планету, не позволяя баобабам принять угрожающие масштабы. Если бы мир смог вовремя объединиться и смести с лица земли национал-социалистическое движение во главе с Гитлером, то кровопролитие можно было предотвратить. Ибо те, кто любит мир, должны были позаботиться о нем, а не запираться на своих маленьких планетках, думая, что гроза пройдет мимо. Из-за этой разобщенности и безответственности правительств и народов пострадали миллионы людей, и писатель призывает, наконец, научиться преданно и ответственно любить ту гармонию, которую обеспечивает только дружба.

    Чему учит?

    История Маленького принца – удивительно проникновенная и поучительная. Творение Экзюпери повествует о том, как важно иметь верного друга рядом и как важно нести ответственность за тех, кого ты «приручил». Сказка учит любить, дружить, предостерегает от одиночества. Кроме того, не стоит запираться на своей маленькой территории, отгораживаясь от всего мира вокруг. Нужно выходить из зоны комфорта, познавать новое, искать себя.

    Экзюпери также призывает читателя слушать не только свой разум в принятии решений, но и свое сердце, ведь главного глазами не увидишь.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Учитель: Ахметова Дарья Николаевна.

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.


Подписи к слайдам:

Особенности жанра произведения «Маленький принц»

План урока Повторить Найти Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать определение нового жанра, определить его признаки Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать определение нового жанра, определить его признаки Убедиться в том, что цель урока достигнута

Философская сказка-притча – разновидность жанра сказки, для которого характерно представление вечных проблем человечества в форме притчи.


Мне безумно понравилась эта книга, поэтому я решил выложить на своем сайте наиболее интересный разбор книги. Семен Кибало

Проблемно-тематический анализ произведения

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

Аудиокнига (2 часа):


Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
“Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
В сказке сильны романтические традиции.
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.
Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Другая ключевая философская тема сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.