Епископ арсений возглавил престольный праздник в свято-юрьевом монастыре великого новгорода.

16 октября 2016 года епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства обители совершил Божественную Литургию в Иверском монастыре. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с проповедью.

Владыка отметил, что сегодняшнее Евангельское чтение на Литургии представляет собой вызов для нашей совести, в нем говорятся слова Христа о любви к врагам. Оно начинается так: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Лк. 6:31). Однако Спаситель заповедует нам не просто не делать зла другим людям, но поступать с ними так, как желаем, чтобы поступали с нами. Человеку естественно заботиться о самом себе, и это не обязательно является греховным эгоцентризмом. Но если мы евангельским словом преображаем это чувство, чтобы относиться также и к другим людям, то тогда в нас будет пребывать благодать Божия.

Христос не ограничивает Свое слово лишь следованием этим правилам, Он говорит больше: «Любите врагов ваших, и благотворите, и будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:35,36). Владыка подчеркнул, что «эта заповедь о любви к врагам или даже просто молитве за врагов, по примеру Самого Христа, Который молился за них, когда Его распинали, является наивысшей и наитруднейшей заповедью для человека». Порой мы оказываемся неспособны по-настоящему любить даже тех, кто любит нас, наших близких, которые проявляют в отношении к нам свою любовь и заботу. Часто сосредоточены лишь на себе, а Спаситель требует любви ко всем.

—цитата—

«Тот, кто любит только любящих его, не выступает еще за нравственные рамки языческого мира, христианин же призван к большему – к богоподобию»

Епископ Юрьевский Арсений

В параллельном месте в Евангелии от Матфея говорится, «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), и любовь Бога Отца простирается на всех людей, независимо от заслуг, греховности, национальности или вероисповедания. Эта любовь не знает границ, она была распята на кресте в Сыне Божием, она отдает себя за жизнь мира, чтобы и мы могли приобщиться к ней в вечности. И, как отметил владыка, «самая большая задача для христианина – это стремится хоть немного соответствовать той высочайшей в мире любви, которой любит Бог человечество». Тот, кто любит только любящих его, не выступает еще за нравственные рамки языческого мира, христианин же призван к большему – к богоподобию.

—цитата—

«Мы не можем называть себя христианами, если не можем кого-то простить или храним ненависть к кому бы то ни было»

Епископ Юрьевский Арсений

Людям, живущим в конце XX — начале XXI века, трудно представить себе такую любовь, ведь наш народ пережил десятилетия атеизма, когда не было примеров этой евангельской любви, но часто учили противоположному: ненависти, зависти, доносительству. Как можно воспитать в себе любовь в таких условиях? Обратившись к Евангелию, мы также найдем этот путь, который начинается с простых шагов. «Если не можем простить кого-то прямо сейчас, то нужно хотя бы помолиться за человека – это и будет началом нашего пути, потому что другого пути, кроме как, следуя за Христом, учиться прощать и любить, у нас нет.

Мы не можем называть себя христианами, если не можем кого-то простить или храним ненависть к кому бы то ни было. Любовь – это дар Божий, но она не придет к нам просто так, мы должны кропотливо трудиться для этого каждый день», – особо отметил владыка. Начиная с молитвы за обидевших нас, будем учиться сдерживать раздражение и прощать. Второй шаг – это делание добра. Пусть мы и думаем вначале только о себе, но творя добро другим людям, а особенно врагам, мы делаем наше христианство жизненным.

«Даже не испытывая поначалу к этому тяги, тем не менее необходимо делать добро, ибо, чем больше мы творим добра, тем больше мир преображается к лучшему. Иногда бывает достаточно одного доброго слова или дела, чтобы поддержать человека, чтобы преобразить к лучшему и его, и нашу жизнь. Именно добрые дела преображают наше сердце и делают его готовым к восприятию от Бога великого дара любви, к которому мы все призваны. И только проявляя любовь, мы можем сказать, что мы подлинно – Христовы, что Евангельское слово не праздно в нас, что Христос явился в это мире не зря в отношении нас. Наконец, христианская любовь лучше всяких слов будет свидетельствовать, что Сам Христос является содержанием всей нашей жизни, и нас с Ним ничто не сможет разлучить ни в этом веке, ни в будущем», – закончил владыка свою проповедь.

6 декабря 2016 года епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме святого благоверного князя Александра Невского в Григорово.

Его Преосвященству сослужили благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев, настоятель храма протоиерей Сергий Мельников, клирик храма священник Сергий Черемисов, клирик Софийского собора священник Михаил Ершов.

По отпусте литургии был совершен молебен князю Александру Невскому, после которого владыка Арсений обратился к молящимся с проповедью. Он отметил, что каждый раз, празднуя память святого благоверного князя Александра, мы с почтением и благодарностью вспоминаем его житие. Он был глубоко верующим человеком, прекрасным полководцем, разбившим в 20 лет шведов на реке Неве, а через два года разгромившим войско немецких рыцарей на Чудском озере. Владыка отметил, что «север Руси, благодаря мирной политике князя Александра с Ордой, благодаря его защите от натиска с Запада, смог стать оазисом русской жизни. Здесь копились нравственные, духовные и физические силы, чтобы в свое время русские люди смогли свергнуть захватчиков». Святой Александр поступал по слову Христа, Сказавшего: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двадцатью тысячами» (Лк. 14:31)? Он понимал, что открытое противостояние монголо-татарам, во много раз превосходящим наши силы, будет означать гибель для Руси. Потому он вел мирную политику, неоднократно ездил в Орду, чтобы заключать мирные, союзнические договора. И он скончался на обратном пути после пятой такой поездки. Многие историки говорят, что он был отравлен. Это действительно могло было быть так. Ведь, ордынские ханы, хотя и не имели видимого повода воевать против Александра, но не могли не понимать его стратегию – добиться выживания и процветания Русской земли. И у них могло созреть решение убрать такого князя.6 декабря мы совершаем память дня погребения святого князя. Этот день стал скорбным для всей Русской земли, днем тяжелой утраты одного из великих русских князей, которому тогда было меньше 50-ти лет. После его смерти начинается повсеместное почитание князя, и слова митрополита Кирилла, сказанные на его погребении: «Зашло солнце земли Русской», – были подхвачены всей Русью, всей нашей Церковью. Как подчеркнул владыка, «люди узнали в этом великом полководце не просто гениального военачальника, не просто гениального государственного деятеля, но одного из своих самых великих святых». Что же делает князя Александра Невского святым? Монашество ли, принятое перед смертью? Скорее, вся его жизнь, которая была преисполнена, в первую очередь, любовью к Богу, а во-вторых, безраздельной любовью к своему Отечеству. «И именно в этом он является для нас вечным образцом христианской жизни. Подражаем ли мы в своей церковной, общественной и личной жизни его праведному житию? Имеем ли безраздельную преданность Богу и Отечеству? Это тот важный урок, который мы должны вынести из его жития», – закончил владыка свое слово.

С ответным словом к епископу Арсению обратился настоятель храма протоиерей Сергий Мельников. Он поздравил владыку с днем памяти святого Александра Невского, а также отметил, что «князь Александр не надеялся на свои силы, не верил в себя, как сейчас утверждают многие, он верил Богу, который говорит «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). И именно благодаря этому, он смог дать мир своей стране, пребывавшей в раздорах и нестроениях, находившейся под игом, смог сохранить народ и Церковь. И сегодня мы просим его молитв ко Господу, чтобы он помог и нам пройти наши жизненные пути и достичь небесных обителей».

Настоятель храма Александра Невского преподнес владыке памятный подарок – образ святителя Никиты, епископа Новгородского.

Затем в здании воскресной школы храма Александра Невского был показан спектакль по произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин», который был подготовлен силами театрально-хоровой студии воскресной школы храма Александра Невского под руководством Ольги Батмановой.

3 мая 2016 года в Светлый Вторник в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Арсения (Перевалова) во епископа Юрьевского, викария Новгородской епархии.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожских Варсонофий; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем. В числе сослужащего духовенства на Литургии молились клирики Новгородской епархии.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Арсения на служение и вручил ему архиерейский жезл:

Преосвященный епископ Арсений!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

К тебе, удостоенному доверия Священноначалия, к тебе, ныне сподобившемуся принять апостольский жребий, к тебе, облагодатствованному через возложение епископских рук Духом Святым, обращено сие пасхальное приветствие и слово Патриарха. Внемли же ему с открытым сердцем и ясным умом.

Прежде всего усвой, что епископство состоит не в пышности облачений, не в почитании клиром и народом, а в высоте звания. Это тяжелый ответственный труд, требующий, по слову апостола, преуспевания в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, подвизания добрым подвигом веры и держания вечной жизни, к которой ты и призван (1 Тим. 6:11-12). Как же соблюсти эту заповедь апостола Павла и явить себя достойным делателем на пажити Господней?

Волей Премудрого Владыки Неба и земли ты принимаешь крест архипастырства в светлые пасхальные дни. Днесь мы соборно радуемся Победе Жизни над смертью и едиными сердцем и усты славим Воскресшего Христа и сознаем так ясно, как никогда, что за Христом - Воскресение. Сохрани же в душе эту пасхальную радость и эту мысль, и непрестанно памятуй о жертве Спасителя. Преподобный Феодор Студит завещал нам: «Когда проходит Пасха и заканчивается праздник, да не думаем, что закончились радость и празднование, потому что мы имеем возможность радоваться и праздновать постоянно. Как такое может быть? Это возможно, если мы всегда имеем в себе живую память страстей Спасителя нашего Христа, то есть что Господь славы был распят за нас, сошел во гроб и воскрес в третий день, совоскрешая и сооживляя нас» (Феодор Студит. Катехизис). Пусть эти слова преподобного Феодора Студита, пусть эта всепобеждающая радость вдохновляет тебя на ревностное исполнение слов Господних: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

Тебе определено нести архипастырские труды на Новгородской земле, под началом и водительством Высокопреосвященнейшего митрополита Льва. Со вниманием и уважением относись к инициативам владыки, пребывай с ним в единомыслии и добром соработничестве, самоотверженно отдавая себя служению Матери-Церкви.

Твоя епископская хиротония свершилась в древнем святом месте, у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Этот светильник русского монашества - образец и учитель для каждого из нас. Тебе же я хотел бы напомнить об одном из событий жизни игумена, когда святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, предлагал ему быть преемником на митрополичьем престоле. Сергий Радонежский, уже при жизни почитаемый многими людьми, решительно отказался от этого звания, потому что посчитал себя недостойным. Сообразуй же свое восприятие епископства с этим примером смирения преподобного игумена. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить»(Мф. 20:26-28), - так учит нас Спаситель, и ты должен всей душой стремиться исполнить эту заповедь, скромно, смиренно, но одновременно с дерзновением и с упованием на волю Божию и Его помощь служить ближним и дальним, не думая о власти, почестях и высоком положении, но никогда не теряя и не опуская великого авторитета архиерейского служения и высоту звания.

Забота архиерея о клире - одно из наиболее необходимых оснований полнокровной жизни епархии. Каждый из служащих на церковном поприще имеет свои нужды и чаяния. Старайся помочь словом и делом всякому, кого Господь пошлет тебе с просьбой - и священника, и диакона, и чтеца, и прихожанина. Старайся увидеть душевные устремления клира: всякий ли искренен в своем служении или занят другими заботами? Как сопастырь и соучастник в славе, которая должна открыться (1 Пет. 5:1), по слову апостола Петра, непрестанно имей попечение о том, чтобы пресвитеры пасли Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

Важным направлением твоей работы станет миссионерская и катехизаторская деятельность. Старайся донести радостную евангельскую весть ближним и дальним не для того, чтобы формально заполнить одну из граф епархиального отчета, но для того, чтобы наполнить души людей живоносным светом божественных истин, ибо ты, по завету апостольскому, должен бытьХристовым благоуханием Богу в спасаемых и в погибающих и запахом живительным на жизнь (2 Кор. 2:15-16), как учит апостол Павел. Особое внимание при этом уделяй работе с молодыми людьми, потому что молодежь в наш век в водовороте различных информационных потоков сталкивается со многими опасностями и зачастую прельщается ложными идеалами и псевдоценностями. Найди такой подход, который стал бы понятен юным сердцам, и они, по слову апостола, как новорожденные младенцы, возлюбили бы чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение (1 Пет. 2:2).

В соработничестве с Высокопреосвященнейшим владыкой Львом налаживай и развивай плодотворные отношения с государственными и общественными структурами.

Радей о благолепии древних храмов и обителей, о сохранении памяти о славной истории Новгородской земли.

Свидетельствую по собственному опыту: простым твое служение не будет, если ты будешь к нему относиться так, как назидаю я сейчас тебе. Тебе предстоит пройти через многие испытания. Если же почувствуешь, что искушения одолевают, а душевные и телесные силы оскудевают, обратись к молитве, которая, по слову Иоанна Лествичника, есть мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, источник добродетелей, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали (Лествица или Скрижали духовные. Слово 28).

Сбереги же в сердце сказанное тебе и прими сей архипастырский жезл как напоминание о твоей ответственности перед Богом, пред Церковью, пред всеми людьми. Благослови народ православный, молившийся в этот радостный пасхальный день у мощей преподобного Сергия о даровании тебе непорочного епископства. И да укрепит тебя на предстоящем пути Всемилостивый Владыка мира, «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6:15).

Фото Сергея Алексеева и Александра Кочевника




































Фото сайта Московского Патриархата


















13 октября 2016 года епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил всенощное бдение на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Софийском соборе.

В сам день праздника 14 октября 2016 года епископ Юрьевский Арсений возглавил праздничную Божественную литургию в Покровском соборе Великого Новгорода. По окончании литургии был совершен молебен в честь праздника Покрова Богородицы. После владыка Арсений обратился к прихожанам собора со словом. Он поздравил настоятеля протоиерея Игоря Беловенцева, клириков храма и всех прихожан с престольным праздником храма, который отмечает в этот день 115 лет со дня освящения.

Владыка отметил, что в основе нынешнего праздника лежит событие, произошедшее в X, либо, по некоторым данным, в IX веке в Византии – чудесное спасение Константинополя. В то время Восточная Римская империя проводила военные кампании против беспокоивших ее рубежи сарацинов. Но в то же время на страну совершали набеги и славянские племена. И ряд исследователей считают, что события связанные с установлением праздника Покрова Пресвятой Богородицы имели место быть именно во время нашествия славян-язычников. В начале X века совершил свой поход на Царьград князь Олег, прозванный «Вещим». Но известен и еще один поход, состоявшийся около 860-го года, когда славянские дружины под предводительством князей Аскольда и Дира осадили Константинополь. Вероятно, именно эта осада и последовавшее за ней спасение города стали поводом для установления этого празднества.

Цитата--
«Главным содержанием праздника Покрова Пресвятой Богородицы является не чудесное спасение Константинополя, а Сама Пресвятая Дева, Ее молитвы и предстательство за род христианский, которые Она являет на протяжении всей жизни Церкви»
Епископ Юрьевский Арсений

Осажденные жители, понимая, что помощи им ждать неоткуда, наполнили города и молились там, прося помощи у Бога. И вот юродивый Андрей и его ученик блаженный Епифаний, молясь в переполненном Влахернском храме, посвященном Богородице, увидели, как Владычица мира молится вместе с людьми в церкви и простирает над родом христианским Свой покров, знаменуя этим Свое заступление и покровительство. Это видение вдохнуло в народ надежду и уверенность, что Господь спасет Константинополь. И великий город, столица христианского мира, действительно был спасен. Владыка отметил, что в то время (60-е годы IX века) патриархом Константинопольским был святитель Фотий. Он крестным ходом перенес из Влахернского храма ризу Пресвятой Богородицы на берег залива, где стояли вражеские суда. Тогда поднялась буря и разметала корабли, так что враги вынуждены были возвратиться домой. И в скором времени братья-воины Аскольд и Дир посылают из Киева послов к патриарху Фотию, чтобы тот прислал к ним миссионеров, что дает повод историкам говорить о так называемом «первом крещении Руси». В 866 году патриарх Фотий в своем окружном послании восточным патриархам говорит о том, что «русы», вчерашние враги, теперь просвещены светом Христовым и стали братьями по вере.

Владыка подчеркнул, что «если в основе праздника Покрова лежит именно это событие, то его значение шире, чем просто спасение Константинополя. Это событие становится фундаментом, на котором впоследствии будет воздвигнуто здание русского Православия». Ведь именно на Святой Руси, которая называла себя уделом Пресвятой Богородицы, Покров стал одним из самых почитаемых праздников. «И будет правильно сказать, что главным содержанием этого праздника является не чудесное спасение Константинополя, а Сама Пресвятая Дева, Ее молитвы и предстательство за род христианский, которые Она являет на протяжении всей жизни Церкви», – отметил владыка. Правда, не всегда жизнь Святой Руси была безоблачной – мы можем вспомнить Ордынское иго, Смутное время XVII века, сожжение Москвы в 1812 году, и особенно XX век, когда народ богоносец взрывал храмы и расстреливал своих братьев и сестер по вере и крови. Как осмыслить это вместе с убеждением, что над нашей землей пребывает Покров Божией Матери? Митрополит Антоний Сурожский говорит о том, что осмыслить это нам поможет образ Богородицы, стоящей у Креста Христова. Она ни одним словом, ни одной слезой не просила Его сойти с креста, ведь Она знала, чувствовала, что именно для этого Он и пришел в этот мир. Ее жизнь, как и жизнь Ее Сына, была достаточно скорбной и тернистой. «И если мы думаем, что можем освободить себя от несения своего креста, обратившись к Богородице, либо обращаясь к Самому Распятому, то не будет ли кощунственной такая молитва? Следует помнить, что Покров Пречистой Девы простерт именно над теми, кто следует тернистым путем за Христом», – особо выделил владыка Арсений. Ведь и Сам Господь не обещал Своим последователям, что они будут почивать на лаврах. Напротив, Он сказал: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), и эти слова можно отнести ко всей Церкви. И наши молитвы должны быть не об избавлении от креста и не о наилучшем обустройстве в мире сем, как будто для нас не существует вечности. Молясь Божией Матери, мы просим, чтобы Ее Покров заступил нас, помог нам нести свой крест вслед за Христом, чтобы и мы, преодолевая жизненные трудности, имели соучастие в Кресте Христовом, а затем и соучастие в Воскресении. И молитвы Пресвятой Богородицы за нас о том, чтобы мы с достоинством и доверием к Богу пребывали во всех обстоятельствах нашей жизни, скорбных и радостных, чтобы мы исполняли свое христианское призвание не только внешне, на словах, но и на деле. «Быть христианином – значит не только носить крестик и приходить в храм, а каждый день, каждое мгновение ощущать себя в предстоянии перед Христом, поступая с окружающими нас людьми по Его заповеди: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34). И если мы с твердым упованием на Бога будем следовать этим путем, то и Покров Божией Матери не оставит нас ни в этой жизни, ни в будущей», – закончил владыка свое слово.

Также владыка Арсений вручил митрополичьи грамоты в связи со 115-тилетием Покровского собора прихожанам и работникам храма: Данилову Геннадию Борисовичу, Русиной Любови Александровне, Ефименко Елене Николаевне, Чувачёлову Виктору Викторовичу и Валленберг Зое Евгеньевне.

После этого настоятель собора протоиерей Игорь Беловенцев, в свою очередь, обратился со словами благодарности к епископу Арсению. Он поблагодарил владыку за разделенную в этот день со всеми прихожанами радость праздника и в честь юбилея храма преподнес ему памятный подарок.

По окончании богослужения, при выходе из храма силами хора Покровского собора и театральной группы воскресной школы Покровского собора был устроен праздничный концерт и спектакль.





















































6 мая 2018 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянине, день памяти св. вмч. Георгия Победоносца, епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, возглавил престольный праздник в Свято-Юрьевом мужском монастыре Великого Новгорода.

Накануне вечером Владыка отслужил всенощное бдение.

В сам день праздника за Божественной литургией в Спасском соборе обители Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин), насельник обители иеромонах Сергий (Шардаков).

Богослужение сопровождалось пением смешанного хора Юрьева монастыря под руководством регента Ольги Вересовой.

По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг обители и славление с молитвой перед иконой святого великомученика Георгия в Георгиевском соборе монастыря.

По окончании богослужения владыка Арсений обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил, что сегодняшнее Евангелие повествует о беседе Христа с самарянкой:

«Христос ждал у колодца близ самарянского селения. Когда к колодцу подошла женщина, то Он попросил у нее пить. Женщина была сильно удивлена, потому что узнала в Нем иудея. Она задала Ему вопрос, почему Он, иудей, просил пить у нее, самарянки, ведь между иудеями и самарянами была вражда еще со времен VIII века до Рождества Христова. После разрушения в то время Израилького царства Ассирией жители этой земли смешались с язычниками и также смешали веру в Единого Бога с языческими верованиями. Впоследствии иудеи, вернувшиеся из плена и сохранившие свои обычаи, стали презирать самарян.

Но Христос не просто отвечает самарянке на вопрос – Он возвещает благую весть: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4:10). Но женщина подумала, что это некая волшебная вода, избавляющая от жажды, и Христос, чтобы направить ее мысли к правильному пониманию, просит привести ее мужа. Когда она ответила, что не имеет мужа, то Господь обнаруживает ей, что Он Всевидец: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе" (Ин. 4:17–18). Тогда она чувствует, что это не просто человек, а пророк, и не спрашивает Его о своем будущем, но задает самый главный вопрос в своей жизни – жизни, хотя и не чуждой греха, но в которой живет открытая любовь к Богу: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4:20). И Христос отвечает ей: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин. 4:23).

После этого самарянка исповедует веру своего народа в пришествие Мессии, Который придет и научит их всему, – веру, которая была даже живее, чем у иудеев, ведь последние ждали царя, полководца, освободителя, а самаряне – великого пророка. В ответ она слышит еще более поразительные слова: "Это Я, Который говорю с тобою" (Ин. 4:26). Очень редко мы можем встретить в Евангелии подобные слова Христа, прямо свидетельствующие о Его мессианском достоинстве. Тогда самарянка побежала в свой город Сихарь, там возвестила жителям, что видела Христа, и горожане тоже уверовали в Него, став, по сути, одними из первых христиан.

В этом евангельском чтении очень много важных смыслов, но особенно сильно звучит тема "воды живой". Тема воды начинается еще с предыдущей Недели о расслабленном, затем это день Преполовения, когда Христос в Иерусалимском храме во время обряда освящения воды говорит: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Ин. 7:37–38). И далее говорит евангелист: "Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (Ин. 7:39). В следующее воскресенье Церковь будет вспоминать исцеление слепца, умывшегося в Силоамской купели, но исцеление происходит не от воды, а силой Духа Святого, Которого Господь подает верующим.

Этот Дух, или "вода живая", оживотворяет каждого человека, приходящего к вере через воды Крещения, в Таинствах Церкви, совершая путь его спасения, что называется на языке святых отцов "обожением", то есть причастием Святому Духу. Многие праведники, многие мученики, новомученики последующих времен были исполнены этой "воды живой", которая вела их по жизни. "Нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: иди к Отцу", – эти слова написал в начале II века епископ Игнатий на пути в Рим, где его должны были казнить на арене цирка.

Этим же Духом, вдохновлялся и святой Георгий, о котором было известно как о талантливом полководце, ставшем одним из командиров императорской гвардии, которому открывалось блестящее будущее. Но "вода живая", Дух Святой, сущий в нем, как когда-то в святом Игнатии, взывает: "Иди к Отцу". Когда началось гонение на христиан в Никомидии в 303 году, то святой Георгий открыто возмущается этим несправедливым законом Рима, открыто исповедует себя христианином и становится великомучеником. А мученики и в древней Церкви, и в последние времена – это свидетели Воскресения Христова, свидетели Его победы над смертью; мученик – это тот, кто соумирает со Христом и воскресает с Ним.

Вся история Церкви, по сути дела, является таким свидетельством. Не всегда это свидетельство в условиях гонений, но всегда были святые люди, искренне преданные Христу, которые были Его свидетелями своей жизнью, делами милосердия, верой, своим отношением к Богу и людям. Такими верными свидетелями Господа призваны быть сегодня и мы все, ибо говорит Христос: "Вы соль земли... Вы свет мира" (Мф. 5:13–14)».

В завершении своего слова владыка Арсений призвал верующих серьезно подумать об этих словах и отнести их к своей жизни в Церкви и вне ее.